О службе моряков-подводников на атомных субмаринах неоднократно писалось на блоге. Продолжаю знакомить ув.своих читателей с
репортажем английского
журналиста ,побывавшего в течении недели
на одной из английских атомных субмарин.Что он увидел,что испытал как
гражданский человек он и изложил в
данной репортаже,который публикуется на блоге.
Вячеслав Мазуренко
Есть три
раздельных пункта питания для офицеров старших и младших рангов, каждый
расположен в коротком коридоре, служащем также жилым отсеком. За каждым
столом своя атмосфера — со стола младших никогда не сходит
Xbox — что предполагает некое ранговое разделение. Зарплата по контракту
фиксированная: капитан Данн получает около 85 тыс. фунтов; самая высокая
зарплата младших чинов достигает 30 тыс.фунтов. Какая еще организация
имеет такой разброс между низами и верхами? И каждый член экипажа
притом должен знать все про лодку — как функционирует каждый из тысяч
клапанов. На лодке находятся десятки стажеров, сдающих тесты
на обладание дельфиньим значком. Каждый раз, ложась засыпать, они пытаются
повторить и запомнить выданные им записи, потому что опасность
прохождения теста может наступить в любую минуту с каждым
из них.
Главный
старшина Пол «Джеки» Форан, приятный, но внушающий ужас, следящий
за тестами, может заставить пройти этот тест любого стажера (ака
«кислородного вора»), которого застали с чашкой чая за столом младших
по рангу. «Я считаю, что без квалификации вы бесполезны
на борту — говорит старшина Форан. — Я говнюк, но в хорошем
смысле».
Ты легко
забываешь поспать. Экипаж работает 12 часов в день,
с шестичасовой сменой дозора в час и в семь. Обитатели заднего отсека
из-за условий высоких температур, в которых они вынуждены работать, стоят
на посту меньше и чаще меняются. Когда они не работают,
то большая их часть проводит время на полке, но спать
на подлодке — дело непростое. Капитан единственный на борту спит
в собственной каюте. Старшие по званию делят одну каюту. Все
остальные спят в жарких, тесных и вонючих общагах. Кроватей так мало,
что большинство младших чинов вынуждены делить кровать с кем-то еще, спать
на полке, освобожденной человеком, который отправился дежурить.
На полке
особенно не поворочаешься — сидеть просто невозможно —
и если перевернуться, можно просто выпасть и завалиться на пол.
Кроме тебя на полке лежит еще противогаз и другие атрибуты
безопасности, плюс куча каких-то твоих личных вещей. Есть еще небольшие сейфы,
но мне ни разу не предлагали им воспользоваться, так что
сумку с вещами и обувью приходилось держать в кровати. Над
каждой полкой — система вентиляции, и это немного спасает
от жары, но одновременно вдувает тебе в ухо холодный воздух.
«Если воздух больше не дует, значит, что-то пошло не так», —
убедительно говорит мне один из членов экипажа. Однажды утром
я просыпаюсь от глухого звука и начинаю готовиться
к худшему. Позднее узнаю, что это была стандартная операция
по выпуску воздуха из подлодки.
Несколько
человек говорят о «гробовых снах» — кошмары, в которых спящий
начинает орать о том, что водой затопило машинный отсек или что его
торпедировали. Я очень им сочувствую: мне хоть и не снились
кошмары — не удавалось глубоко уснуть — спать на полках реально
все равно что в гробу. Лучше всего спать в «бомбовом магазине», где
хранятся ракеты и торпеды. Это самое тихое и просторное место
на лодке, и спать в обнимку с 18-футовой круизной ракетой
довольно прохладно, что приятно.
После долгих лет, проведенных под водой, некоторые
начинают слетать с катушек; они просто уже не выдерживают вечный
недостаток сна, отсутствие какого-либо личного пространства, повторяющиеся
разговоры и одни и те же блюда в определенные дни (если
среда, то карри), постоянную опасность, о которой не говорят
вслух. Как понять, что кто-то слетел с катушек? «Шумные становятся тихими,
а спокойные внезапно начинают шуметь», — говорит мне один матрос.
Джонсон вспоминает одного опытного подводника, который «поехал» и завел
книгу на тех его коллег, которые вызывали у него подозрение.
«Ты тоже в списке», — так он сказал Джонсону перед тем, как
его сняли с лодки. Он согласился уйти при условии, что официально
остается капитаном спасенного судна
Продолжение следует
Немає коментарів:
Дописати коментар