Лилия ПОВОЛОЦКАЯ, «ФАКТЫ», 13.02.2015
Самым болезненным в правительственном проекте реформ является, пожалуй, вопрос льгот. На всех уровнях было заявлено, что систему льгот необходимо пересмотреть, поскольку в настоящее время она работает неэффективно, истощая бюджет и не оказывая во многих случаях той поддержки, в которой на самом деле нуждаются люди. В частности, министр социальной политики Павел Розенко уже дал поручение изучить законодательство на предмет льгот, которые в течение 24 лет не финансировались. «Виртуальные» льготы планируют отменить, а льготы в остальных сферах постепенно станут более адресными.
Как именно будут реформировать систему льгот? Какие из них упразднят? Какие оставят? Об этом «ФАКТЫ» побеседовали с директором департамента государственной социальной помощи Министерства социальной политики Виталием Музыченко.
— Виталий Владимирович, сколько у нас в стране льготников?
— Для учета их количества в Украине ведется Единый государственный реестр лиц, имеющих право на льготы. По состоянию на 1 января 2015 года в этом реестре находилась информация об 11 миллионах 700 тысячах граждан, которым полагаются разные льготы по социальному статусу. Например, льготами по оплате коммунальных услуг пользуются около пяти с половиной миллионов человек, а правом на льготный проезд — около 10 миллионов 600 тысяч.
— Это же четверть всех жителей страны!
— Да, причем остальные их финансируют. Именно поэтому было решено пересмотреть действующую систему так, чтобы льготами смогли пользоваться только те, кто, действительно в них нуждается.
Кроме того, в нашей системе, как неоднократно заявлял министр, есть множество льгот, которые никогда, подчеркиваю, никогда не работали.
— Почему?
— Ответ банальный: не было денег. Десятилетиями у нас существуют программы, которые не финансируются. Люди имеют на них право только на бумаге. Зачем нужны такие льготы?
— Их отменят?
— Да. В первую очередь будут ликвидированы все неэффективные льготы, то есть никогда не работавшие.
— Давайте тогда поговорим о судьбе эффективных льгот: по оплате жилищно-коммунальных услуг, а также на проезд в транспорте. Что будет с ними?
— Вот эти два сектора и планируется реформировать уже в 2015 году.
— Как именно? Например, что изменится в предоставлении жилищно-коммунальных льгот?
— Предлагаю для начала немного побеседовать о том, кто вообще имеет на них право. Ведь у нас в стране льготы предоставляются, во-первых, по профессиональному признаку, а во-вторых — по социальному.
По профессиональному признаку льготы полагаются людям, занятым в определенных сферах. Например, милиционерам, военнослужащим, врачам, библиотекарям, работникам музеев, аграриям и учителям в сельской местности.
Эти льготы финансируются из бюджета или за счет средств, выделяемых на содержание бюджетного учреждения. И в реформе особо не нуждаются.
— Почему?
— Потому что они уже были реформированы. Например, с 1 июля 2014 года жилищно-коммунальные льготы по профессиональному признаку стали предоставляться с учетом доходов семьи.
— Это как?
— Льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, услуг связи, на покупку твердого топлива и сжиженного газа работникам, которые имеют на них право по профессиональному признаку, предоставляются только в том случае, если доход семьи в расчете на одно лицо за предыдущие шесть месяцев не превышает величины дохода, который дает право на налоговую социальную льготу.
— Сколько это в гривнях?
— Порог составляет 1,4 прожиточного минимума, сумма округляется до ближайших 10 гривен. В 2015 году это 1710 гривен.
— Уточню: они получают такую льготу только в том случае, если доход семьи составляет не более 1710 гривен в месяц на человека?
— Да. В 2015 году именно так.
— Расскажите, кто является членом семьи льготника и учитывается при определении этого дохода.
— Таковыми считаются лица, на которых распространяется право на льготу: супруг или супруга, дети и родители, которые проживают вместе с ним.
— Кто и как рассчитывает средний доход?
— Если мы говорим о льготах по профессиональному признаку, то все расчеты ведут бухгалтерии тех ведомств, где работают льготники. Туда нужно предоставлять документы для оформления. Там же рассчитывают сумму льготы. Тут все просто.
В настоящее время у нас около 880 тысяч человек имеют право на жилищно-коммунальные льготы по профессиональному признаку. Но с учетом размеров доходов часть из них ими пользуется, часть — нет.
— Перейдем ко второму виду льгот — по социальному признаку. Кто имеет на них право?
— Льготы по социальному признаку регулируются множеством законов и предоставляются определенным категориям граждан. Например, льготы по жилищно-коммунальным услугам положены ветеранам войны, ветеранам воинской и милицейской служб, жертвам нацистских преследований, реабилитированным, инвалидам армии, многодетным семьям, чернобыльцам, детям погибших при исполнении своих обязанностей работников милиции, родителям и членам семей погибших военнослужащих, детям войны и многим другим нашим согражданам.
— И что будет с этими льготами?
— Было решено, что с 1 июля 2015 года жилищно-коммунальные льготы, льготы по оплате твердого топлива и сжиженного газа, услуг связи также начнут предоставляться с учетом доходов семьи. Как и льготы по профессиональному признаку.
— Иными словами, эти льготы с 1 июля 2015 года будут предоставляться только в том случае, если доходы семьи окажутся ниже 1710 гривен на одного человека в месяц?
— Да. За исключением некоторых категорий, которые продолжат пользоваться льготами без учета доходов семьи.
— Каких категорий?
— Без изменений оставили льготы для инвалидов войны, инвалидов армии, участников боевых действий, родителей погибших военнослужащих, ветеранов воинской службы и органов внутренних дел, их вдов. Кроме того, без учета доходов продолжат пользоваться льготами чернобыльцы I и II категорий и реабилитированные.
— А остальным придется с 1 июля переоформлять свои льготы заново?
— Получается так. Около 80—85 процентов льгот по жилищно-коммунальным услугам с лета будут предоставляться с учетом доходов семьи.
— Куда и когда людям нужно обращаться для переоформления?
— В настоящее время порядок еще разрабатывается. Мы пытаемся свести к минимуму количество необходимых справок и документов.
— То есть сейчас вы их перечислить не сможете?
— Нет. Мы вернемся к этому вопросу позже. А обращаться нужно будет в районные управления социальной защиты. Более того, хочу подчеркнуть, что во многих случаях людям будет выгоднее получить жилищную субсидию, чем льготу. Особенно после того, как мы в октябре прошлого года усовершенствовали механизм предоставления субсидии.
— И как же он был изменен?
— Достаточно существенно. Начнем с того, что полностью поменялся механизм расчета обязательного процента платежа семьи за жилищно-коммунальные услуги при назначении субсидии. С октября 2014 года эта часть зависит исключительно от доходов семьи.
— Что это значит?
— Дело в том, что до 1 октября семьи, которым назначалась жилищная субсидия, должны были платить 15 или 10 процентов своего дохода (для семей, состоящих только из нетрудоспособных граждан). Но с октября проценты определяются индивидуально для каждой семьи исключительно исходя из уровня ее доходов.
— Каким образом?
— Доход семьи сравнивается с прожиточным минимумом. Делается это в несколько этапов.
Для начала нужно определить среднемесячный доход семьи на одного ее члена за предыдущие шесть месяцев. Для этого совокупный доход семьи за предыдущие полгода нужно разделить на количество членов семьи и на шесть месяцев.
Затем полученный среднемесячный доход на одного члена сопоставляется с прожиточным минимумом в среднем на человека в месяц. В 2015 году — с 1 января по 1 декабря — его размер составляет 1176 гривен.
После этого полученные данные делятся на базовый коэффициент 2. И умножаются на 15 процентов.
Так и рассчитывается, какой процент своего дохода должна платить семья за коммунальные услуги при назначении субсидии.
— Очень сложно. Объясните, пожалуйста, на примере.
— Хорошо. Допустим, совокупный доход семьи из двух человек за шесть месяцев составил 15 тысяч гривен. Если распределить эту сумму на двоих и на шесть месяцев, то получится 1250 гривен.
— Выходит, среднемесячный доход такой семьи составит 1250 гривен на человека?
— Совершенно верно. Идем далее. Делим среднемесячный доход семьи на прожиточный минимум (который, как мы помним, в 2015 году составляет 1176 гривен) и еще делим на 2, а потом умножаем на 15 процентов:
1250 гривен ÷ 1176 гривен: 2×15% = 7,97%
Получилось 7,97 процента. Именно такую часть своего совокупного семейного дохода должна платить семья за жилищно-коммунальные услуги в случае получения субсидии. Остальное (в пределах установленных социальных нормативов) будет вносить государство.
— Сколько это в гривнях?
— Посчитаем. Если среднемесячный доход на одного человека в этой семье составляет 1250 гривен, то совокупный семейный (на двух человек) — 2500 гривен. Тогда 7,97 процента этой суммы составит:
2500 гривен х 7,97% = 199 гривен 30 копеек.
Таким образом, семья будет платить за жилищно-коммунальные услуги 199 гривен 30 копеек.
— Следовательно, если стоимость жилищно-коммунальных услуг для семьи составляет 600 гривен, то она вносит 199 гривен 30 копеек, а государство доплачивает коммунальным службам еще 400 гривен?
— Да. Например, если среднемесячный доход у семьи 500 гривен, то она будет платить только 3,19 процента своего заработка. Если 1000 гривен, то 6,38 процента. Если полторы тысячи гривен, то 9,57 процента. А если 5 тысяч, то 31,89 процента. Как показала практика, такой механизм поможет поддержать наименее защищенных наших сограждан. И намного лучше, чем льготы.
— Как человеку понять, что ему выгоднее — субсидия или льготы?
— Такого выбора нет: «или — или». Человек, имеющий право на льготы, может претендовать на субсидию, поскольку субсидии у нас и так назначаются с учетом льгот. Просто, когда человек обратится в районное управление социальной защиты, наши специалисты, исходя из принесенных им документов, смогут вычислить приблизительный размер платежей с учетом льгот. И примерную сумму платежей с учетом субсидий.
— Почему примерную?
— Потому что от человека мы требуем минимальный пакет документов. Все сведения о размере жилья, о суммах, начисленных за жилищно-коммунальные услуги, о составе семьи наши специалисты берут у организаций, предоставляющих эти услуги.
— А какие документы нужно подать для оформления субсидии?
— Семья должна предоставить справку о доходах всех лиц, зарегистрированных в жилом помещении, а также заполнить бланки заявления и декларации о доходах и имущественном состоянии. Это все.
Более того, пенсионерам предоставлять справку о доходах не нужно. Сведения о размере их пенсии управления социальной защиты возьмут в Пенсионном фонде. Исключение составляют случаи, когда у человека, кроме пенсии, есть еще и другие доходы. Например, пенсионер трудоустроился и получает зарплату.
В настоящее время мы работаем над дальнейшим упрощением программы субсидий. Например, сейчас гражданин должен приносить новый комплект документов каждые полгода. А мы предлагаем, чтобы заявитель один раз обратился за субсидией и потом мы путем обмена с другими государственными органами (фискальной службой, Пенсионным фондом и так далее) просто продлевали действие программы для семьи до тех пор, пока она имеет право на субсидию по уровню своих доходов.
— Так это же прекрасно! Меньше мороки. А как насчет транспортных льгот? Что изменится тут?
— А об этом мы с вами поговорим в следующей публикации.
http://fakty.ua/195414-lgota
Самым болезненным в правительственном проекте реформ является, пожалуй, вопрос льгот. На всех уровнях было заявлено, что систему льгот необходимо пересмотреть, поскольку в настоящее время она работает неэффективно, истощая бюджет и не оказывая во многих случаях той поддержки, в которой на самом деле нуждаются люди. В частности, министр социальной политики Павел Розенко уже дал поручение изучить законодательство на предмет льгот, которые в течение 24 лет не финансировались. «Виртуальные» льготы планируют отменить, а льготы в остальных сферах постепенно станут более адресными.
Как именно будут реформировать систему льгот? Какие из них упразднят? Какие оставят? Об этом «ФАКТЫ» побеседовали с директором департамента государственной социальной помощи Министерства социальной политики Виталием Музыченко.
— Виталий Владимирович, сколько у нас в стране льготников?
— Для учета их количества в Украине ведется Единый государственный реестр лиц, имеющих право на льготы. По состоянию на 1 января 2015 года в этом реестре находилась информация об 11 миллионах 700 тысячах граждан, которым полагаются разные льготы по социальному статусу. Например, льготами по оплате коммунальных услуг пользуются около пяти с половиной миллионов человек, а правом на льготный проезд — около 10 миллионов 600 тысяч.
— Это же четверть всех жителей страны!
— Да, причем остальные их финансируют. Именно поэтому было решено пересмотреть действующую систему так, чтобы льготами смогли пользоваться только те, кто, действительно в них нуждается.
Кроме того, в нашей системе, как неоднократно заявлял министр, есть множество льгот, которые никогда, подчеркиваю, никогда не работали.
— Почему?
— Ответ банальный: не было денег. Десятилетиями у нас существуют программы, которые не финансируются. Люди имеют на них право только на бумаге. Зачем нужны такие льготы?
— Их отменят?
— Да. В первую очередь будут ликвидированы все неэффективные льготы, то есть никогда не работавшие.
— Давайте тогда поговорим о судьбе эффективных льгот: по оплате жилищно-коммунальных услуг, а также на проезд в транспорте. Что будет с ними?
— Вот эти два сектора и планируется реформировать уже в 2015 году.
— Как именно? Например, что изменится в предоставлении жилищно-коммунальных льгот?
— Предлагаю для начала немного побеседовать о том, кто вообще имеет на них право. Ведь у нас в стране льготы предоставляются, во-первых, по профессиональному признаку, а во-вторых — по социальному.
По профессиональному признаку льготы полагаются людям, занятым в определенных сферах. Например, милиционерам, военнослужащим, врачам, библиотекарям, работникам музеев, аграриям и учителям в сельской местности.
Эти льготы финансируются из бюджета или за счет средств, выделяемых на содержание бюджетного учреждения. И в реформе особо не нуждаются.
— Почему?
— Потому что они уже были реформированы. Например, с 1 июля 2014 года жилищно-коммунальные льготы по профессиональному признаку стали предоставляться с учетом доходов семьи.
— Это как?
— Льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, услуг связи, на покупку твердого топлива и сжиженного газа работникам, которые имеют на них право по профессиональному признаку, предоставляются только в том случае, если доход семьи в расчете на одно лицо за предыдущие шесть месяцев не превышает величины дохода, который дает право на налоговую социальную льготу.
— Сколько это в гривнях?
— Порог составляет 1,4 прожиточного минимума, сумма округляется до ближайших 10 гривен. В 2015 году это 1710 гривен.
— Уточню: они получают такую льготу только в том случае, если доход семьи составляет не более 1710 гривен в месяц на человека?
— Да. В 2015 году именно так.
— Расскажите, кто является членом семьи льготника и учитывается при определении этого дохода.
— Таковыми считаются лица, на которых распространяется право на льготу: супруг или супруга, дети и родители, которые проживают вместе с ним.
— Кто и как рассчитывает средний доход?
— Если мы говорим о льготах по профессиональному признаку, то все расчеты ведут бухгалтерии тех ведомств, где работают льготники. Туда нужно предоставлять документы для оформления. Там же рассчитывают сумму льготы. Тут все просто.
В настоящее время у нас около 880 тысяч человек имеют право на жилищно-коммунальные льготы по профессиональному признаку. Но с учетом размеров доходов часть из них ими пользуется, часть — нет.
— Перейдем ко второму виду льгот — по социальному признаку. Кто имеет на них право?
— Льготы по социальному признаку регулируются множеством законов и предоставляются определенным категориям граждан. Например, льготы по жилищно-коммунальным услугам положены ветеранам войны, ветеранам воинской и милицейской служб, жертвам нацистских преследований, реабилитированным, инвалидам армии, многодетным семьям, чернобыльцам, детям погибших при исполнении своих обязанностей работников милиции, родителям и членам семей погибших военнослужащих, детям войны и многим другим нашим согражданам.
— И что будет с этими льготами?
— Было решено, что с 1 июля 2015 года жилищно-коммунальные льготы, льготы по оплате твердого топлива и сжиженного газа, услуг связи также начнут предоставляться с учетом доходов семьи. Как и льготы по профессиональному признаку.
— Иными словами, эти льготы с 1 июля 2015 года будут предоставляться только в том случае, если доходы семьи окажутся ниже 1710 гривен на одного человека в месяц?
— Да. За исключением некоторых категорий, которые продолжат пользоваться льготами без учета доходов семьи.
— Каких категорий?
— Без изменений оставили льготы для инвалидов войны, инвалидов армии, участников боевых действий, родителей погибших военнослужащих, ветеранов воинской службы и органов внутренних дел, их вдов. Кроме того, без учета доходов продолжат пользоваться льготами чернобыльцы I и II категорий и реабилитированные.
— А остальным придется с 1 июля переоформлять свои льготы заново?
— Получается так. Около 80—85 процентов льгот по жилищно-коммунальным услугам с лета будут предоставляться с учетом доходов семьи.
— Куда и когда людям нужно обращаться для переоформления?
— В настоящее время порядок еще разрабатывается. Мы пытаемся свести к минимуму количество необходимых справок и документов.
— То есть сейчас вы их перечислить не сможете?
— Нет. Мы вернемся к этому вопросу позже. А обращаться нужно будет в районные управления социальной защиты. Более того, хочу подчеркнуть, что во многих случаях людям будет выгоднее получить жилищную субсидию, чем льготу. Особенно после того, как мы в октябре прошлого года усовершенствовали механизм предоставления субсидии.
— И как же он был изменен?
— Достаточно существенно. Начнем с того, что полностью поменялся механизм расчета обязательного процента платежа семьи за жилищно-коммунальные услуги при назначении субсидии. С октября 2014 года эта часть зависит исключительно от доходов семьи.
— Что это значит?
— Дело в том, что до 1 октября семьи, которым назначалась жилищная субсидия, должны были платить 15 или 10 процентов своего дохода (для семей, состоящих только из нетрудоспособных граждан). Но с октября проценты определяются индивидуально для каждой семьи исключительно исходя из уровня ее доходов.
— Каким образом?
— Доход семьи сравнивается с прожиточным минимумом. Делается это в несколько этапов.
Для начала нужно определить среднемесячный доход семьи на одного ее члена за предыдущие шесть месяцев. Для этого совокупный доход семьи за предыдущие полгода нужно разделить на количество членов семьи и на шесть месяцев.
Затем полученный среднемесячный доход на одного члена сопоставляется с прожиточным минимумом в среднем на человека в месяц. В 2015 году — с 1 января по 1 декабря — его размер составляет 1176 гривен.
После этого полученные данные делятся на базовый коэффициент 2. И умножаются на 15 процентов.
Так и рассчитывается, какой процент своего дохода должна платить семья за коммунальные услуги при назначении субсидии.
— Очень сложно. Объясните, пожалуйста, на примере.
— Хорошо. Допустим, совокупный доход семьи из двух человек за шесть месяцев составил 15 тысяч гривен. Если распределить эту сумму на двоих и на шесть месяцев, то получится 1250 гривен.
— Выходит, среднемесячный доход такой семьи составит 1250 гривен на человека?
— Совершенно верно. Идем далее. Делим среднемесячный доход семьи на прожиточный минимум (который, как мы помним, в 2015 году составляет 1176 гривен) и еще делим на 2, а потом умножаем на 15 процентов:
1250 гривен ÷ 1176 гривен: 2×15% = 7,97%
Получилось 7,97 процента. Именно такую часть своего совокупного семейного дохода должна платить семья за жилищно-коммунальные услуги в случае получения субсидии. Остальное (в пределах установленных социальных нормативов) будет вносить государство.
— Сколько это в гривнях?
— Посчитаем. Если среднемесячный доход на одного человека в этой семье составляет 1250 гривен, то совокупный семейный (на двух человек) — 2500 гривен. Тогда 7,97 процента этой суммы составит:
2500 гривен х 7,97% = 199 гривен 30 копеек.
Таким образом, семья будет платить за жилищно-коммунальные услуги 199 гривен 30 копеек.
— Следовательно, если стоимость жилищно-коммунальных услуг для семьи составляет 600 гривен, то она вносит 199 гривен 30 копеек, а государство доплачивает коммунальным службам еще 400 гривен?
— Да. Например, если среднемесячный доход у семьи 500 гривен, то она будет платить только 3,19 процента своего заработка. Если 1000 гривен, то 6,38 процента. Если полторы тысячи гривен, то 9,57 процента. А если 5 тысяч, то 31,89 процента. Как показала практика, такой механизм поможет поддержать наименее защищенных наших сограждан. И намного лучше, чем льготы.
— Как человеку понять, что ему выгоднее — субсидия или льготы?
— Такого выбора нет: «или — или». Человек, имеющий право на льготы, может претендовать на субсидию, поскольку субсидии у нас и так назначаются с учетом льгот. Просто, когда человек обратится в районное управление социальной защиты, наши специалисты, исходя из принесенных им документов, смогут вычислить приблизительный размер платежей с учетом льгот. И примерную сумму платежей с учетом субсидий.
— Почему примерную?
— Потому что от человека мы требуем минимальный пакет документов. Все сведения о размере жилья, о суммах, начисленных за жилищно-коммунальные услуги, о составе семьи наши специалисты берут у организаций, предоставляющих эти услуги.
— А какие документы нужно подать для оформления субсидии?
— Семья должна предоставить справку о доходах всех лиц, зарегистрированных в жилом помещении, а также заполнить бланки заявления и декларации о доходах и имущественном состоянии. Это все.
Более того, пенсионерам предоставлять справку о доходах не нужно. Сведения о размере их пенсии управления социальной защиты возьмут в Пенсионном фонде. Исключение составляют случаи, когда у человека, кроме пенсии, есть еще и другие доходы. Например, пенсионер трудоустроился и получает зарплату.
В настоящее время мы работаем над дальнейшим упрощением программы субсидий. Например, сейчас гражданин должен приносить новый комплект документов каждые полгода. А мы предлагаем, чтобы заявитель один раз обратился за субсидией и потом мы путем обмена с другими государственными органами (фискальной службой, Пенсионным фондом и так далее) просто продлевали действие программы для семьи до тех пор, пока она имеет право на субсидию по уровню своих доходов.
— Так это же прекрасно! Меньше мороки. А как насчет транспортных льгот? Что изменится тут?
— А об этом мы с вами поговорим в следующей публикации.
http://fakty.ua/195414-lgota