четвер, листопада 12, 2009

Продолжение статьи Копьева А.Ф....

Версия выхода ПЛА "К-429" с 379 экипажем в море по официальным источникам:
Выполнение боевого упражнения ПТ-3 КАПЛК-75 (стрельба по ПЛА в дуэльной ситуации) возникла в силу следующих обстоятельств.
В конце мая 1983 года 10 дивизия заканчивала летний период обучения с проведением зачетного тактического учения в составе 2 ФЛПЛ под руководством Командующего ТОФ адмирала Сидорова В.В. и выполнение ракетных стрельб группой ПЛА 670 проекта по движущейся мишени. Мишень буксировалась ПЛА 675МК проекта "К-144" (командир ПЛА капитан 2 ранга Исай Андрей Андреевич, умер в г. Санкт-Петербурге в 1999 году). Старшим на выход по буксировке мишени ходил автор. Подтвердить же линейность 379 экипажа до окончания учений не представлялось возможным и поэтому выход на задачу Л-2 состоялся на ПЛА "К-320" в начале июня.
ПЛА "К-429" до окончания ЗТУ 10 дивизии держал основной экипаж под командованием капитана 2 ранга Мякишева Е.В., который за 2,5 месяца до трагического выхода её с 379 экипажем, был на шестимесячной боевой службе в южных морях и по возвращению с БС для поддержания процента "боеготовых" кораблей соединения периодически "проводил" послепоходовый ремонт "на бумаге". В начале июня основной экипаж "К-429" убыл в отпуск и корабль был передан 228 экипажу (командир ПЛА капитан 2 ранга Белоцерковский Ю.С., командир БЧ-5 капитан 2 ранга Маркман А.Б.), который перевел ПЛА в 49 СРЗ в бухте Сельдевая. Командир 228 экипажа и его ГКП не был допущен к эксплуатации сецоружия, поэтому командованием было принято решение о прикомандировании меня на ПЛА "К-429" с тем, чтобы не понижать ей готовность до 5 суток, а значит проводить часто прерываемый до сих пор межпоходовый ремонт без выгрузки оружия с ЯБП. Вопиющий элемент махрового очковтирательства, на который командование 2 ФЛПЛ и ТОФ закрывали глаза. Так что формально я являлся командиром 228 экипажа, продолжая выполнять обязанности заместителя командира соединения, выходя в море на других ПЛА соединения, только не на "К-429". Ведь в формулярах на ЯБП была моя роспись и пакеты серии "К" висели тоже на мне.
О качестве же "произведенного ремонта" на подводной лодке можно было судить по некоторым "мелочам", после того как их констатировали члены правительственной комиссии в августе того же года при подъеме и постановки в док. Вот эти "мелочи":
1. Крышка капсулы ВСК была намертво приварена к легкому корпусу основным экипажем, когда ПЛА готовилась на БС, чтобы её не сорвало в штормовом море.
2. Трос, по которому ВСК должна была возвращаться за следующей группой подводников, выходящих из аварийной ПЛА, был непригодным к использованию из-за коррозии последнего, а сама лебедка была разобрана.
3. И самая главная "мелочь", которая в конечном итоге сыграла злую шутку над экипажем: неправильная, с точностью "наоборот", работа сигнализации захлопок среднего кольца вентиляции на пульте управления общекорабельными системами "Ключ-670: ("открытие – закрытие").
Уверен: об этой неисправности знали оба командира БЧ-5. Капитана 2 ранга Маркман А.Б. знал хорошо, и в том числе, в море на боевой службе в 1981 году. Грамотный и ответственный офицер, в аварийных ситуациях не терялся. И чтобы не говорили о нем в плане неадекватного поведения с моральной точки зрения в период этой аварии – не верю. Знаю со слов других участников этой трагедии о том, что Маркман А.Б. организовал выход подводников из 1 отсека. Подтверждением глубокого уважения к нему говорит следующее. Ежегодно 23 июня в очередную годовщину трагедии у него (в настоящее время Маркман А.Б. – мэр города Вилючинск) собираются многие участники тех событий, чтобы вспомнить о погибших подводниках с ПЛА "К-429".
А выход на торпедную стрельбу с командиром Суворовым Н.М. и старшим на борту начальником штаба капитаном 1 ранга Гусевым А.А. на ПЛА "К-429" санкционировал Врио Командующего 2 флпл контр-адмирал Ерофеев О.А. ( Командующий 2 флпл вице-адмирал Павлов и командир соединения Алкаев Н.Н. ) находились во Владивостоке, готовя плавучую базу пл "Иван Кучеренко" к выходу на боевую службу в Индийский океан, Нужна была подводная лодка для обеспечения торпедной стрельбы другой ПЛА и другого соединения, возвращающейся с боевой службы, командиром которой был мой одноклассник и друг еще с военно-морского училища капитан 1 ранга Поздняков А.А., проживающий в настоящее время в столице.
Так вот, чтобы не "греть" зря океан, расходуя ядерное горючее, решили заодно и отстрелять боевое упражнение в счет следующего полугодия, победно отрапортовав, на подводной лодке, пришедшей с длительного плавания в Индийский океан, не прошедшей межпоходового ремонта ( на бумаге он был пройден ), и принимать её нужно было в заводе, что запрещалось руководящими документами. О технической неготовности ПЛА, о некомплекте штатного личного состава, о неподготовленном старшем помощнике командира капитане 3 ранга Рычкове, знали все старшие начальники, в том числе и Врио Командующего 2 флпл контр-адмирал Ерофеев О.А., доложивший Командующему ТОФ адмиралу Сидорову В.В. о готовности её к выходу. Руководителем торпедной стрельбы на торпедолове был начальник штаба 2 ФЛПЛ контр-адмирал Ерофеев О.А. Он же обеспечивал дифферентовку ПЛА, которая не донесла о всплытии через один час, а тревога по флоту была объявлена только через несколько часов. После того, как пограничники подобрали двух подводников, вышедших из ТА ПЛА с донесением о месте и обстановке на подводной лодке. Впрочем, О.А.Ерофеев докладывал и о готовности ПЛА "Комсомолец" Главнокомандующему ВМФ и командующему СФ адмиралу Громову Ф.Н.. Зная о том, что на ней не был в строю газоанализатор по кислороду 7-го отсека, (См. "Трагедия ПЛА "Комсомолец" - зам. Главного конструктора Романов и независимое расследование обществом "Память Комсомольца", возглавляемое вице-адмиралом Черновым Е.Д.) в бытность Командующим первым атомным объединением подводных лодок Советского Союза.
Таким образом, два ложных доклада, в разное время, с перерывом в шесть лет, которые окончились трагично и позорно для подводного флота России, не помешали О.А. Ерофееву стать командующим Северным флотом. Вот где приходится вспоминать крылатый лозунг "отца народов" о кадрах, которые решали все. Ответ, на мой взгляд, один и простой, а также очевидный. Были в ВМФ такие адмиралы и офицеры: Голосов Рудольф Александрович, Берзин Альфред Семенович, Штыров Анатолий Тихонович, Громов Борис Иванович, Давыдович Борис Глебович; капитаны 1 ранга Храптович Альберт Иванович, Семенов Аркадий Иванович, Вдовин Виктор Владимирович, Гонтарев Валерий Павлович, Людмирский Исаак Иосифович, Гнатусин Федор Иванович - проживающие ныне в Москве и Санкт-Петербурге, Обнинске, Владивостоке. Они не стали Командующими флотами и командирами соединений по одной причине: называли вещи своими именами, вызывающими дискомфорт у начальников, были профессионалами с большой буквы, уважали людей, горячо болели за флот.
Кстати, недавно с удивлением заметил изменение взглядов О.А. Ерофеева на проблемы аварийности в подводном флоте РФ, прочитав его статью в "Независимом военном обозрении" от 11 мая 2001 года. Она называется: "Истинные причины гибели субмарин замалчиваются". В ней он правильно говорит об очковтирательстве и шапкозакидательстве на флоте, но не о носителях-первоисточниках этих пороков, и не только флотских. Жаль только то, что принципиальность появилась у него после трагедий с ПЛА "К-429" и "Комсомольца" по происшествию 18 лет и тогда, когда О.А. Ерофеев уже не принимает судьбоносных решений!
Глубоко убежден в том, что историю трагедий и выводы из них должны рассказывать люди, не только занимавшие и занимающие большие посты. Иначе мы будем обречены знать не всю правду главных уроков, вытекающих из трагедий(продолжение следует..)

НЕМНОГО О ПОДВОДНОМ ФЛОТЕ И ЕГО ЛЮДЯХ

 …Пришла пора признать все экипажи подводных лодок подразделениями особого риска, наделив их членов достойными социальными гарантиями. Мы должны, наконец, осознать, что живем в великой морской державе. Великой даже в грандиозности своих морских катастроф, не говоря уже о своих бесспорных великих достижениях… Сегодня каждый россиянин просто обязан знать имена своих подводных ассов, первопроходцев и мучеников также, как он усвоил имена поп-звезд и футбольных форвардов...
 Предоставляю читателю  некоторые высказывание из статьи капитана 1- го ранга Копьева Александра Федоровича,которые наверно будут интересны тем,кто интересуется проблемами российского подводного флота..

О погибших героях-подводниках в эту войну, широкой общественности неизвестных, нужно говорить не только в дни траура и профессионального праздника, а всегда и везде ради еще живущих моряков и выполняющих свой почетный долг по защите интересов государства на подводных лодках.
8 марта 1968 года, когда я курсантом 5 курса Тихоокеанского военно-морского училища был на преддипломной стажировке на подводной лодке "К-7" 26 дивизии подводных лодок ТОФ (командир – капитан 1 ранга Янбих В.Ф., старший помощник – капитан 2 ранга Хватов Г.А. – будущий Командующий ТОФ), на связь для передачи контрольного радио не вышла подводная лодка 629А проекта "К-129". Прошло более 30 лет, когда приоткрылась тайна завесы секретности для широкого круга общественности причин гибели этой подводной лодки. Подводники 70-х –80-х годов, обучаясь в военно-морских учебных заведениях, имели скудную информацию о проведении сверхсекретной операции ЦРУ США в 1974 году по подъёму "К-129" с глубин более 4000 м в Тихом океане. Сам факт этого события я узнал, обучаясь на командирских классах в 1974-1975 г.г. от преподавателя кафедры управления подводными лодками 6 ВОК ВМФ капитана 1 ранга Свербилова Жана Михайловича- легендарного командира подводной лодки "С-270" Северного флота, обладавшего ярчайшей самостоятельностью при принятии решений в любых условиях обстановки, и даже в тех, которые могли влиять на продвижение по службе. Этот высококвалифицированный командир-подводник, прекрасной души человек, принимавший самое деятельное участие в спасении моряков-подводников "К-19" (ушедший рано из жизни), принял самое правильное решение, которое спасло от смерти многих из экипажа ПЛА "К-19", что стоило ему карьеры. О подводной лодке "К-129" говорю потому, что с нею связана моя юность, начало моей подводной службы.
8 апреля 1970 года, когда я в составе экипажа ПЛА "К-308" 670 проекта в должности командира ЭНГ находился на испытаниях в Белом море, при возвращении с боевой службы из Средиземного моря в Бискайском заливе на подводной лодке 627А проекта "К-8" СФ произошел пожар. Лодка всплыла в надводное положение. Потушить пожар не удалось, сработала аварийная защита реакторов, дизельгенераторы из-за неисправностей использовать не удалось. Часть экипажа была эвакуирована на подошедшие корабли и суда, другая часть с командиром ПЛА капитаном 2 ранга Бессоновым В. Б. осталась навечно на глубине 4680 метров. Среди 52 погибших подводников "К-8" и мой одноклассник по штурманскому факультету Тихоокеанского училища командир БЧ-1 старший лейтенант Шмаков Николай Васильевич. Этого небольшого роста молодого сибирского парня, отличника учебы и хорошего спортсмена-пловца, отличала от 116 выпускников большая скромность и немногословность. После окончания средней школы в г. Новосибирске Н.В. Шмаков, также как и многие мои одноклассники, прежде чем стать курсантами, прошли отбор "на испытания романтикой" в течение года на флоте, в том числе, и на подводных лодках.
Основная причина гибели подводной лодки "К-8" - потеря запаса плавучести и продольной остойчивости. Это была первая катастрофа атомной подводной лодки ВМФ СССР, факт гибели которой хранился в тайне более 20 лет. Первая публикация о гибели ПЛА "К-8" появилась в местной печати в 1991 году, а после трагедии с ПЛА "К-141" о ней стали широко говорить в телевизионных передачах, оставшиеся в живых участники тех далеких событий и жены погибших подводников ПЛА "К-8".
23 июня 1983 года у берегов Камчатки в районе дифферентовки в бухте Саранная на глубине 42 метров затонула атомная подводная лодка II поколения 670 проекта "К-429". В первые минуты аварии погибло 14 подводников – личный состав четвертого электротехнического отсека; еще два подводника погибли при выходе из затонувшей подводной лодки через трубу торпедного аппарата и аварийно-спасательный люк седьмого отсека. На ПЛА "К-429" из 16 погибших подводников были офицер и мичман, которые в мою бытность командиром 305 экипажа 10 дивизии подводных лодок (1976 – 1979 годы), являлись его членами. Капитан-лейтенант Игорь Каспрович – командир группы дистанционного управления ЯЭУ, грамотный офицер БЧ-5 , закончивший Севастопольское военно-морское инженерное училище в 1976 году, а также мичман Николай Жарников – техник-химик ЭРВ - погибли в четвертом отсеке. К событиям, предшествующим трагедии этой подводной лодки в бухте Саранная, а также подготовке 379 экипажа (командир – капитан 1 ранга Суворов Николай Михайлович, командир БЧ-5 капитан 2 ранга Лиховозов Борис Евгеньевич- умер в 1998 году; второй командир – капитан 2 ранга Белоцерковский Юрий Сергеевич и командир БЧ-5 капитан 2 ранга Маркман Александр Борисович), я имел непосредственное отношение.
Отстраненным от должности заместителя командира дивизии к моменту выхода подводной лодки "К-429" в июне 1983 года, я был не только очевидцем подготовки к выходу в море 379 экипажа на этой ПЛА ( командир капитан 1 ранга Суворов Николай Михайлович, командир БЧ-5- капитан 2 ранга Лиховозов Борис Евгеньевич ), но и принимал задачу Л-2 со штабом соединения, правда, на другой подводной лодке. С 1 по 8 июня 1983 года 379 экипаж на ПЛА "К-320" сдал задачу Л-2 с оценкой "хорошо", после чего по годовому плану боевой подготовки он должен был убывать в очередной отпуск, потому- то некоторые офицеры и мичманы командиром Суворовым Н.М., с разрешения командира дивизии капитана 1 ранга Алкаева Н.Н., были отпущены в отпуск

(продолжение следует)   

понеділок, листопада 09, 2009

Подлодка России завершила поход под арктическими льдами

 
Атомная подводная лодка Северного флота ВМФ РФ "Рязань" совершила переход без всплытия под арктическими льдами на Камчатку, сообщает "Интерфакс" со ссылкой на помощника главкома ВМФ РФ Игоря Дыгало. "Рязань" завершила поход, длившийся более 30 дней, и отшвартовалась у пирса базы подводных лодок Тихоокеанского флота в Вилючинске. Старшим на борту корабля в походе был командир соединения подлодок Северного флота капитан первого ранга Александр Моисеев. По словам Дыгало, "экипаж подводной лодки с честью выполнил все поставленные задачи похода и чувствует себя нормально". В Вилючинске подлодку встретили командующий Тихоокеанским флотом вице-адмирал Константин Сиденко и командующий войсками и силами на северо-востоке России контр-адмирал Александр Витко. Результаты арктического похода "Рязани" оценил главком ВМФ адмирал Владимир Высоцкий. Он отметил, что "российские подводники не утратили опыта длительных подледных плаваний и достойно подтвердили качество отечественной школы выполнения сложных задач в арктических широтах".

середу, листопада 04, 2009

ОДИН ИЗ КОММЕНТАРИЕВ ПО УШЕДШЕМУ НАШЕМУ СОСЛУЖИВЦУ..

Публикую без всяких копюр  и  исправлений комментарий одного из нашего сослуживца Виктора Котельникова по лейтенанту Анатолию Галкину....добавить  ничего нем могу и просто не хочу...

А. Галкин 24.05.1968г. на карабле не был.На сколько ходили слухи, в это время он самостоятельно покинул лодку после отсидки на губе в г.Северодвинске и будучи в г.Североморске женился на дочере Епешева.И когда вернулся из самаволке и когда ему Леонов П.Ф. сказал,что я тебя уволю с флота, он ему ответил,смотри,чтобы я тебя не уволил.Сам он очень свободно говорил и четал по немецке и не хотел вообще служить на флоте, а хотел работать на гражданке но его не отпускали.Он в Серодвинске очень пил,нарушал десциплину, для того,чтобы его списали и перед уходом из Северодвинска в Гремиху он в ресторане при полном народа сидел за столом один и кормил кота.А когда кот наелся и убежал от него, он поймал его под столом и бросил нашему Леонову П.Ф. в тарелку,за что получил 10суток губы.

понеділок, листопада 02, 2009

СВИННОЙ ГРИПП НА УКРАИНЕ-ЭТО ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПИАР ?....

Сегодня  на Украине-свинной грипп.С утра до полночи все телевидение пиариться на этом вопросе.Такое впечатление,что других вопросов  в стране больше нет.Многие называют это политтехнологией,которая может очень сильно повлиять на  президенские выборы.Пиаряться все кандитаты в Президенты,а их  уже зарегистрированных –аж 14!!!. Пиаряться те,кто стоит во власти,своей якобы успешной борьбой    со стихией(в то время когда в аптеках нет элементарного..масок,лекарств и т. д.).Оппозиционеры  критикой Власти,которая ничего не делает.Кому все это на руку? Кажется Премьеру Юлии Тимошенко.Все стрелы критики направлены на ее правительство.Но искусственное нагнетание паники среди населения-ей только наруку! Ибо  люди забывают  о том, что ей не сделано,забывают и не обращают внимание на провалы в экономике На многообещающие социальные выплаты..Сегодня уже ведется разговор о введении чрезвичайного  положения в стране в связи с свинячим гриппом,а это соответственно и срыв президенских выборов . Премьер Тимошенко днями бессплатно пиариться на всех телеканалах .Лучшей рекламы не придумаешь.
Да и вообще украинцы очень любят приниженных,изгнанных,отравленных,больных и т.д.....Мне кажется что сегодня больна вся моя страна Украина. А Украина-это ОНА!!!