По приказу сердца, или Рассказ о мятежном корабле и его капитане
Украинцы не знают своей истории, и это не только слова. Мы очень плохо знаем историю уже независимой Украины, хотя она создавалась и создается на наших глазах, поэтому, возможно, не учитываем ошибок и поражений и допускаем новых.
Поэтому очень уместно будет вспомнить в эти дни героический прорыв из Крыма в Одессу сторожевого корабля СКР-112 и его командира, боевого офицера, украинского патриота Сергея Настенко. Ровно 20 лет назад, 21 июля 1992, этот корабль сделал смелый переход из Крымской военно-морской базы в Одессу под флагом Украины.
Это были первые годы нашей независимости - годы еще несколько инфантильного захвата неожиданными изменениями в обществе и романтической веры в то, что, наконец, Украина вырвалась из цепких когтей ненасытной империи, что она уже стала полнокровной государством - со своим президентом, своим гербом и флагом, своим войском ... Еще шли тяжелые переговоры с Россией о разделе Черноморского флота. Хотя указ президента о создании Военно-Морских сил Украины был подписан еще 5 апреля 1992 года. Мы все помним, как воинские части и отдельные подразделения, включая и на флоте, присягали на верность Украине. Это были радостные, волнующие сообщения, ведь в той этнической мешанине советской армии Украинской составили довольно значительный процент, и среди офицерского корпуса, и это была, без преувеличения, военная элита.
26 января того же 1992 тайно принял присягу под украинским флагом экипаж сторожевого корабля СКР-112 (кроме 14 моряков из других союзных республик). После этого были отстранены от исполнения служебных обязанностей командир и начальник штаба бригады, началось давление на офицеров, присягнули Украине. Командира СКР-112 капитан-лейтенанта Сергея Настенко сняли с учета на получение жилья и предложили уйти в запас - вроде снижения боеспособности экипажа. Хотя этот корабль по итогам предыдущего года занял первое место по боевой подготовке и был признан лучшим в бригаде. К слову сказать и забегая вперед, свою высокую профессиональную подготовку и боевые качества экипаж доказал и во время того беспримерного перехода в Одессу - в отличие от кораблей с пророссийскими командирами, которые, даже применяя оружие, преследовавшие его в море и не смогли остановить.
За скупыми строчками вахтенного журнала трудно представить весь драматизм перехода, зато они дают точную картину всего, что происходило тогда в открытом море.
06.00. Проведено подъем личного состава.
07.20. Начато приготовления корабля к бою и походу.
08.05. Объявленная «Учебная тревога. Корабль к плаванию в узости приготовить ». На аварийном управлении рулем выставлены матросы Чудак, Ничипорук, Суружиу.
08.10. На борт прибыли капитан 2-го ранга Жибарев (недавний начальник штаба, уволен за принятие украинской присяги. - Авт.), Капитан 3-го ранга Шитиков, капитан-лейтенант Горобец.
08.12. На борт прибыл капитан 3-го ранга Семенов (пророссийский офицер. - Авт.).
08.25. Корабль снялся со швартовых, направляется к выходу из озера Донузлав.
08.30. Корабль направляется в порт Одесса с целью политического протеста против произвола пророссийски настроенного командования ...
На минуту прервемся, чтобы выяснить события, которые происходили. Когда стало известно о несанкционированном выходе СКР-112, командование ЧФ немедленно сделало выход из базы других кораблей. А в погоню за мятежным сторожевик был брошен сразу несколько российских кораблей, два гидросамолета. Из Севастополя вышел сторожевой корабль «разительного» с группой морских пехотинцев.Преследователи открывали артиллерийский огонь по курсу корабля, совершали опасные маневры с целью во что остановить беглеца, угрожали по радио. Не отвечая на огонь, корабль уверенно шел избранным курсом.
Выписка из вахтенного журнала:
09.03. Прошли боновые заграждения. Замечаний нет.
09.06. На корабле поднят Государственный флаг Украины.
Далее следуют записи о стрельбе и коварные попытки остановить корабль в любой способ.
Командующий ВМС Украины адмирал Кожин был удивлен неожиданным сообщением о том, что СКР-112 снялся с якоря курсом на Одессу. Однако быстро сориентировался, определив для себя, как стало понятно позже, одно-единственное и важнейшая задача: не допустить кровопролития. Об этом он сообщил начальнику штаба, а также немедленно попросил эфир на телевидении и обратился к жителям Севастополя с просьбой в любой способ отвлечь применения оружия против мятежного корабля.
А в море стреляли - не холостыми патронами. К счастью, это были только предупредительные выстрелы, хотя преследователи ожидали приказа открыть огонь на поражение. Сымитировать торпедную атаку имели и оба гидросамолеты Б-12, высланы вдогонку беглецу, но не получили подтверждения приказа под магнитофонную запись и вернули на базу, испугавшись ответственности за провокацию. Из Севастополя на место происшествия полным ходом шел русский фрегат, имея на борту группу захвата из вооруженных морских пехотинцев. Подобный сценарий захвата боевого корабля уже отработаны 8 ноября 1975 - тогда сторожевой корабль-беглец был расстрелян из воздуха авиацией, а затем морские пехотинцы, высадившись на палубу, сломили сопротивление экипажа.
Российский фрегат догнал СКР-112 и попытался вывести из строя винты и рулевое устройство; в полной боевой готовности ожидала палубе группа захвата. Но в это время в небе появился истребитель Су-27, отправленный командованием Одесского военного округа. Это он отогнал гидросамолеты и охладил горячие головы на фрегате. А уже дальше охранял СКР-112 от восторга. Была еще попытка перекрыть путь к одесским причалам, но украинские морские пограничники помешали этому. Мятежный корабль ошвартовался у причала Потаповского мола, где базировались корабли присягнули на верность Украине. Согласно приказу министра обороны СКР-112 стал боевым кораблем ВМС Украины.
II. 20 марта 2007 Сергей Настенко вновь побывал в Одессе. На борту парусника «Дружба» ему вручали награды. Не от государства - от общественной организации «Братство моряков Украины», которое учредило медаль «Морская слава Украины». Сергей Настенко получил тогда все три ступени этой награды. Вспоминая события недавнего прошлого, он сказал:
- По большому счету, как военный я только исполнил тогда приказ своего сердца: поднять Государственный флаг Украины и идти в Одессу, ведь на тот момент уже присягнули государстве - нашей стране.Я военный, меня интересует не политика, а морское дело. Но я знал твердо: Украина стала государством, и она должна иметь свой военно-морской флот. Это был очень серьезный шаг и непростой переход, очень тяжелой оказалась ситуация. Главное, о чем думал: чтобы выдержали нервы, хотя и был уверен в своих людях. Экипаж был - как один кулак. Сказал им, что идем в Одессу. Все понимали, что это значит. И все согласились. Даже те, кто присягал Украине. Но никто не думал, что они отважатся стрелять. Мы все хорошо выполнили тогда свою работу. Сегодня я в Одессе, и поэтому впервые надел морскую форму - после отставки. Жалею о том, чего не успел сделать на нашем флоте.
И добавил в конце:
- У меня уже награды, но в основном или юбилейные, или за выслугу лет. А за конкретный поступок, за конкретное событие это - впервые.
Таких, как он, сегодня остро не хватает не только на флоте, в армии - не хватает везде. Такие люди есть в стране, но они почему-то не там, где им положено быть - одни из своей природной скромности, а других цинично не допускают или заменяют своих партийцев. Но это временно. Придет время, и эти люди займут те посты, на которых сегодня сидят бездари, предатели и ничтожества.
После героического перехода капитан Настенко еще 6 лет командовал флагманом украинского флота «Гетман Сагайдачный». Фрегат трижды ходил в Атлантику, два раза побывал в США, был во Франции.
Вспоминает капитан Александр Калиниченко, в прошлом также боевой офицер-подводник:
- Впервые я с ним познакомился в 1997 году. Увидел человека немногословную, почти аскетическую, сознательную своей жизненной позиции, своих знаний и умения, человека, который никогда не терял своего достоинства; внимательный взгляд умных глаз, когда же видел перед собой собеседника хвастливого, взгляд становился ироничным, насмешливым. Человек, преданный морю, морскому делу. На «Гетман Сагайдачный» трижды ходил в океан ... Мы тогда участвовали в походе «Армада либерти» по случаю 50-летия высадки союзнических войск в Нормандии. Были приглашены представители ВМС государств - участников антигитлеровской коалиции, других стран. От Украины, кроме «Гетмана Сагайдачного», туда еще пришли два парусники - трехмачтовый «Херсонес» и одномачтовых казацкая чайка «Пресвятая Покрова». Помню, в порту Руан французы поставили нас в угольного причала. Мы это восприняли как оскорбление. А тут еще и дикий хохот и насмешки со стороны российского эсминца.Руководитель похода попросил капитана порта переставить нас на почетное место, туда, где украинские флаги. Пока шли переговоры, мы с капитаном Настенко мерили своими шагами пирс, обсуждали: если не дадут новый причал - самостоятельно сняться с швартовых, развернуться и уйти вообще из Руана. Это, конечно, был бы нужен демарш, но надо знать Настенко: всегда решительный, не меняет принятых решений, поскольку всегда их хорошо обдумывает. Но французы утром следующего дня, пока не начались торжества, прислали буксира и лоцмана и обеспечили перешвартовке в надлежащем месте ... И еще добавлю: Настенко - из морских офицеров, для которых море - это все, это, можно сказать, жизнь. Его отец был капитаном на «Метеоре» - ходили когда-то такие корабли на подводных крыльях между Одессой, Николаевом, Херсоном (сам он из Николаева). Часто брал его с собой в рейс, даже ставил к рулю рядом с собой. Приучал к морскому делу ... На пенсию Сергей Настенко ушел с должности командира бригады - не поладил с командующим эскадрой и вынужден был составить рапорт об отставке. Жаль, мог бы еще не один год отдать украинскому флоту, многое сделать.
Еще будучи морским офицером, капитан Настенко никогда не выставлял напоказ свою украиноцентричнисть, но всегда действовал, как истинный патриот, успешно сочетая эти святые чувства с человеческим достоинством и морской офицерской честью. Поэтому неудивительно, что именно этот офицер привел свой корабль в украинский причала. И в этом ему помогла также высокий профессионализм.
25 июля того же 1992 экипаж СКР-112 обратился к министру обороны Украины с просьбой присвоить кораблю имя «Атаман Семен Белый». Ответа не получили. После перехода к месту нового базирования в бухте Куриная корабль не выходил в море. Требовал восстановительного ремонта, но денег не давали. Говорили и о том, что его следует перегнать в Киев на пожизненную стоянку, сохранить для истории.Но осенью 1997-го корабль изъяли из ВМС Украины и порезали на металлолом ...
Нет сомнения в том, что подвиг капитан-лейтенанта Сергея Настенко - а в тех условиях это был действительно подвиг - еще будет оценен Родиной. И почитаемы будут все украинские герои - в этом убеждает сам факт их экзистенции в нашей истории, независимо от того, в какое время и в любую эпоху они в ней появлялись. Каждое время выбирает своих героев. Но очень хотелось бы, чтобы мы почитали, наконец, героев - наших современников.
Пример Сергея Настенко дает к пониманию всем нам, независимо от статуса и места: при любых обстоятельствах нам помогут преодолеть противодействие недоброжелательных сил только выдержка, хладнокровие, продуманные действия. А главное - целеустремленность и уверенность цели и собственного выбора.
Немає коментарів:
Дописати коментар