15/2 |
Коммунизм - утопия. Призывы в обществе к его построению - преступление. Преступная идеология в СССР порождала преступное замалчивание катастроф. Скрывались практически все трагедии. Их истинные причины часто замалчивали (если причины подрывали авторитет СССР). И только если невозможно было скрыть гибель людей, то давалось сообщение в прессе, обычно на последней странице в газете мелким текстом.
В подборке представлены “происшествия”, произошедшие в Советском Союзе, информация о которых стала доступна только после развала СССР. Но даже сейчас об этих фактах известно далеко не всем (единственным исключением является авария на Чернобыльской АЭС – об этой трагедии известно каждому).
1. Кыштымская катастрофа (1957).
Так она называется ввиду того, что до последнего времени г. Озёрск был засекречен и отсутствовал на картах до 1990 г. Кыштым — ближайший к нему город.
29 сентября 1957 года в 16.20 из-за выхода из строя системы охлаждения произошёл взрыв ёмкости объёмом 300 кубических метров, где содержалось около 80 м³ высокорадиоактивных ядерных отходов. Взрывом, оцениваемым в десятки тонн в тротиловом эквиваленте, ёмкость была разрушена, бетонное перекрытие толщиной 1 метр весом 160 тонн отброшено в сторону, в атмосферу было выброшено около 20 млн кюри радиации. Часть радиоактивных веществ были подняты взрывом на высоту 1-2 км и образовали облако, состоящее из жидких и твёрдых аэрозолей. В течение 10-11 часов радиоактивные вещества выпали на протяжении 300—350 км в северо-восточном направлении от места взрыва (по направлению ветра). В зоне радиационного загрязнения оказалась территория нескольких предприятий комбината «Маяк», военный городок, пожарная часть, колония заключённых и далее территория площадью 23000 кв.км. с населением 270 000 человек в 217 населённых пунктах трёх областей: Челябинской, Свердловской и Тюменской. Сам Челябинск-40 не пострадал. 90 процентов радиационных загрязнений выпали на территории ЗАТО (закрытого административно территориального образования химкомбината «Маяк»), а остальная рассеялась дальше.
В ходе ликвидации последствий аварии 23 деревни из наиболее загрязнённых районов с населением от 10 до 12 тысяч человек были отселены, а строения, имущество и скот уничтожены. Для предотвращения разноса радиации в 1959 г. решением правительства была образована на наиболее загрязнённой части радиоактивного следа санитарно-защитная зона, где всякая хозяйственная деятельность была запрещена, а с 1968 г на этой территории образован Восточно Уральский государственный заповедник. Сейчас зона заражения именуется Восточно-Уральским Радиоактивным Следом (ВУРС).
Для ликвидации последствий аварии привлекались сотни тысяч военнослужащих и гражданского населения, получивших значительные дозы облучения.
2.Взрыв баллистической ракеты Р-16 на Байконуре (1960).
Председателем Государственной комиссии по испытаниям Р-16 был сам главнокомандующий Ракетными войсками стратегического назначения Главный маршал артиллерии Неделин. Вместе с техническим руководителем испытаний Янгелем они решили сделать подарок к сорок третьей годовщине Великой Октябрьской Социалистической революции — осуществить первый пуск до 7 Ноября!.. Среди многих причин катастрофы первая — неоправданная никакой военной или государственной потребностью спешка. Военные испытатели, прошедшие с нами на этом полигоне все возможные авралы начиная с 1957 года, рассказывали, что такого нарушения испытательных нормативов еще не бывало…
Примерно в 19 часов 15 минут в результате импульсов, выданных программным токораспределителем на исполнительные органы, произошел запуск основного (маршевого) двигателя второй ступени ракеты. Огневое воздействие вызвало разрушение баков первой ступени и всей конструкции ракеты. Произошло соединение и интенсивное взрывообразное возгорание в общей сложности более 120 тонн компонентов топлива.
Ревущая струя огня обрушилась сверху на заправленную первую ступень. Первыми сгорели все, кто находился на многоэтажных предстартовых мачтах обслуживания. Через секунды заполыхала и первая ступень. Взрыв расплескал горящие компоненты на сотню метров. Для всех, кто был вблизи ракеты, смерть была страшной, но быстрой. Они успели испытать ужас случившегося только в течение нескольких секунд. Ядовитые пары и огненный шквал быстро лишили их сознания. Страшнее были муки тех, кто находился вдали от маршала. Они успели понять, что произошла катастрофа, и бросились бежать. Горящие компоненты, разливаясь по бетону, обгоняли бегущих. На них загоралась одежда. Люди факелами вспыхивали на бегу, падали и догорали в муках, задыхаясь от ядовитых и горячих паров окислов азота и диметилгидразина…
В огне погибли 76 человек, из них 17 специалистов промышленности, 49 человек были эвакуированы в госпиталь космодрома и помещены в стационар, Впоследствии 16 человек скончались от ожогов и отравлений. Всего пострадали 125 человек.
Почти полностью погибли все члены Государственной комиссии по проведению совместных летных испытаний этой ракеты (М.К. Янгель в этот момент отошел покурить вместе с заместителем Председателя Госкомиссии А.Г. Мрыкиным примерно на сто метров от пускового устройства, и это спасло им жизнь.)
Через несколько дней в печати было объявлено, что при исполнении служебных обязанностей в авиационной катастрофе трагически погиб Главнокомандующий Ракетными войсками Главный Маршал артиллерии М.И.Неделин. О гибели других лиц в этом сообщении не указывалось.
3.Радиационная авария на заводе «Красное Сормово» ( 1970).
18 января 1970 года при строительстве атомной подводной лодки К-320(проект «Скат»), когда она находилась на стапеле, произошёл несанкционированный запуск реактора, который проработал на запредельной мощности около 15 секунд. При этом произошло значительное радиоактивное заражение территории цеха, в котором строился корабль. В цехе находилось около 1000 рабочих. Радиоактивного заражения местности удалось избежать из-за закрытости цеха. В тот день многие ушли домой, не получив необходимой дезактивационной обработки и медицинской помощи. Шестерых пострадавших доставили в больницу в Москву, трое из них скончались через неделю с диагнозом острая лучевая болезнь, с остальных взяли подписку о неразглашении произошедшего на 25 лет. Только на следующий день рабочих начали отмывать специальными растворами. В тот же день 450 человек, узнав о произошедшем, уволились с завода, остальным пришлось принять участие в ликвидации последствий аварии. Основные работы по ликвидации аварии продолжались до 24 апреля 1970 года. В них приняло участие более тысячи человек.
За участие в ликвидации аварии никто из них правительственных наград не получил.
4.Эпидемия сибирской язвы в Свердловске (1979).
Официальная версия.
Согласно официальным данным, вспышка опасного заболевания была вызвана мясом заражённого скота.
В Свердловске в прессе были опубликованы рекомендации жителям остерегаться заражения сибирской язвой от мяса больных животных. В газете „Уральский рабочий“ было опубликовано следующее: »В Свердловске и области участились случаи заболевания скота. В колхоз был завезён низкокачественный корм для коров. Администрация города убедительно просит всех свердловчан воздержаться от приобретения мяса «в случайных местах» — в том числе на рынках". Это же сообщение каждые два часа транслировали по телевидению. На стенах домов появились плакаты с изображением коровы и надписью «сибирская язва».
Неофициальная версия.
В последнюю пятницу марта 1979, когда производство спор сибирской язвы было временно приостановлено, один из работников лаборатории снял загрязнённый фильтр, предотвращавший выброс спор в окружающее пространство. Он оставил об этом записку, однако не сделал полагающейся записи в журнале. Начальник следующей смены включил оборудование, и только через несколько часов было обнаружено, что фильтр не установлен.
Таким образом, утром 2-го апреля 1979 года миллионы спор сибирской язвы были выброшены в атмосферу. Облако выброса ветром было разнесено на юг и юго-восток от места выброса, частично прошло над территорией расположенного рядом военного городка № 32, прошло через район «Вторчермет» и посёлок керамического завода. Сам 19-й городок под облако выброса не попал.
Первыми были заражены те, кто утром этого дня оказался на открытом воздухе — работники утренних смен заводов, расположенных в южной части города, дети, которых вели в детские сады, военнослужащие и заключённые колоний.
Днем и вечером 4 апреля 1979 г. появились первые больные и умершие гражданские лица, прежде всего среди рабочих керамического завода. Они закончили свою жизнь в морге 20-й больницы с диагнозом «пневмония».
Официальная цифра погибших - 64 человека, несерьезна.
Эти данные охватывают только гражданских жителей и то лишь тех их них, кто были похоронены в 15-м секторе Восточного кладбища. Сведений о жителях, которые в первые дни эпидемии без вскрытия и с различными диагнозами были похоронены на других кладбищах, нет.
Фактические результаты таковы: число смертей, с учетом гражданских, военных и заключенных, было в 20-30 раз выше официальной цифры. Таким образом, речь идет о 1500-2000 умерших.
Подчеркну, что места работы у всех этих людей были самые разные, место жительство - одно и то же (южнее Свердловска-19)- это ещё один факт опровергающий официальную версию о мясе.
5.11 августа 1979 года в небе над украинским городом Днепродзержинском столкнулись два Ту-134А.
Один выполнял рейс Ташкент — Минск. На его борту находились 83 человека, в том числе 17 футболистов команды «Пахтакор». Второй следовал по маршруту Челябинск — Воронеж — Кишинёв. На его борту находились 89 пассажиров и 6 членов экипажа.
В тот день в Харьковском центре управления дежурили 6 диспетчеров. На более напряженный сектор старший смены Сергеев посадил молодого Николая Жуковского, контролировать его работу поручил Владимиру Сумскому, хотя по инструкции это мог делать лишь сам Сергеев.
Ситуация осложнялась тем, что в тот день собирался лететь к отдыхавшему в Крыму Леониду Брежневу его друг и «правая рука» Константин Черненко, для которого с утра держали открытым один из трех воздушных коридоров. На маневр остальным самолетам оставалось только два.
Самолёты шли наперерез друг другу под углом 90° на высоте 8400 м в облаках. Жуковский ошибочно посчитал, что оба самолёта разойдутся. Опасность заметил Владимир Сумской. Он дал команду белорусскому экипажу набрать высоту 9600 метров. В эфире прозвучало: «Понял…» (позывные прозвучали неразборчиво). Сумской был уверен, что ответили минчане, и команда выполняется. На самом же деле эти слова принадлежали экипажу другого самолёта, Ил-62, летевшего навстречу, в Ташкент. Через 1 минуту 5 секунд два самолёта столкнулись. Первым про катастрофу доложил командир Ан-2, находившегося в том районе: «В районе Куриловки наблюдаю падение частей самолёта. По-моему, Ту-134».
Два лайнера столкнулись на высоте 8400 м под углом в 135°. Через 9 месяцев состоялся суд над виновными. На скамье подсудимых оказались диспетчеры Жуковский и Сумской. Каждого приговорили к 15 годам в колонии общего режима. Старшего смены Сергеева, а также руководителей более высокого ранга, на суде не было даже в качестве свидетелей.
Практически все погибшие члены футбольной команды «Пахтакор» были похоронены в Ташкенте на Боткинском кладбище города, где им поставлен памятник.
Клуб «Пахтакор» из-за этой трагедии в 1979 году и нескольких последующих чемпионатах был усилен добровольцами из других клубов. Кроме того, в регламент чемпионата СССР по футболу была внесена статья, по которой в течение 3 лет, независимо от результатов, «Пахтакор» сохранял место в высшей лиге советского футбола.
Только в газете «Советский Спорт» была помещена крохотная заметка о гибели «Пахтакора» - к неудовольствию партийных руководителей замять это происшествие было невозможно. Все-таки команда высшей лиги, думаю, будь команда рангом ниже, то трагедию постарались бы скрыть.
6.Военно-транспортный самолет Ту-104 рейса Санкт-Петербург - Владивосток потерпел катастрофу при взлете (1981).
7 февраля 1981 года на военном аэродроме в городе Пушкине (под Ленинградом) разбился транспортный самолет Ту-104.Погиб командующий флотом, почти все его заместители, половина личного состава штаба, командование флотской авиации, флотилий, бригад и эскадр. В одночасье Тихоокеанский флот остался практически без командования. Всего катастрофа унесла 52 жизни.
В ходе Великой Отечественной войны советский флот потерял всего четырех адмиралов. А тут разбились и сгорели сразу шестнадцать! А истинные причины трагедии таковы: все офицеры и адмиралы за неделю сборов и учений в Санкт-Петербурге ( тогда Ленинграде) перед праздниками отоварились дефицитом, которым в СССР было все: фрукты, одежда, обувь, мебель, бытовая техника. Хвостовой отсек ТУ - 104 вместе с креслами полностью занимали ящики с провизией, тяжеленные коробки с бытовой техникой ( первые отечественные цветные телевизоры и видеомагнитофоны) и даже югославские и чешские мебельные гарнитуры-стенки. Все это «достали» офицеры - было в советское время такое выражение «достать». Еще везли с учений сотни килограммов планшетов, карт, схем - все это было опечатано в огромных металлических сейфах весом под тонну! Еще для какой-то надобности загрузили полтонны бумаги в двух рулонах - видимо, тоже дефицит. Экипаж видел перегруз хвостового отсека ( сообщил об этом диспетчеру), но не смог доложить и возразить командующему флотом, да еще на борту был командующий авиацией флота.
В гибели весьма поношенного самолета ТУ - 104 и его пассажиров виновата совокупность всех факторов: неправильная центровка, перегруз хвостового отсека, человеческий фактор, внезапное усиление ветра ( возможно смещение груза после взлета). Самолет после взлета на 50 метров завалился на хвост и правый борт, а затем после падения загорелись 30 тонн керосина, они никому не оставили шансов выжить. Кстати, рассказывают, что после катастрофы вся полоса была засыпана дефицитными тогда апельсинами.
7.Трагедия в Лужниках (1982).
Трагедия в Лужниках (на Большой спортивной арене), массовая давка с человеческими жертвами, произошла в среду 20 октября 1982 года в конце матча кубка УЕФА «Спартак Москва» — «ФК Хаарлем».
При счёте 1:0 в пользу «Спартака» (первый мяч забил Эдгар Гесс) за несколько минут до финального свистка часть болельщиков стала покидать трибуны. В этот момент Сергей Швецов забил в ворота «Хаарлема» второй мяч, и многие болельщики повернули обратно. Для болельщиков в этот день была открыта только одна — восточная — трибуна, и все ворота, которые вели с неё на улицу, кроме одних, были закрыты милицией во избежание беспорядков; это и подтолкнуло многих болельщиков к тому, чтобы досрочно покинуть стадион во избежание долгого выхода после игры на холодном воздухе. В этих-то единственных открытых воротах и столкнулись два потока людей — покидавших трибуну и возвращавшихся на неё.
Матч был доигран до конца и закончился победой «Спартака» 2:0. Узнав о случившемся, Швецов заявил, что сожалеет о забитом им голе.
Единственное сообщение, появившееся в печати (газета «Вечерняя Москва»), выглядело так:
«Вчера в „Лужниках“ после окончания футбольного матча произошёл несчастный случай. Среди болельщиков имеются пострадавшие»
Спустя десять лет после трагедии газета «Советский Спорт» пыталась вести журналистское расследование, но натолкнулась на полное молчание правоохранительных органов. Но таким образом и пошла всеми западными агентствами перепечатанная байка о 340 погибших (сами сотрудники «Советского Спорта» говорили, что эта цифра непроверенная), но эта цифра вошла во многие западные журналы. В реальности непрофессионал никогда не оценит число погибших правильно, а «Cоветский Спорт» исходил из мнения случайных очевидцев трагедии .
8.Катастрофа пассажирского теплохода "Александр Суворов" (1983).
Следуя по маршруту туристического круиза Ростов-на-Дону — Москва,5 июня 1983 в 22:45 «Александр Суворов», на полном ходу зашёл под несудоходный пролет Ульяновского моста через Волгу и задел конструкцию.
В результате столкновения у судна была полностью снесена рубка, кинозал, срезаны дымовые трубы. Скорость теплохода перед столкновением составляла 25 км/час, т.е была близка к максимальной. После столкновения теплоход по инерции прошёл под мостом ещё 300 м.
Из-за аварии пролётное строение железнодорожного моста было смещено на 40 см. В это время по мосту следовал грузовой поезд со скоростью 70 км/ч массой 3 300 тонн в составе 53 вагонов, 11 из которых сошли с рельсов. Часть вагонов опрокинулись их груз (уголь, зерно, бревна) частично попал на теплоход.
Число погибших, по разным данным, составило от 176 до 600 человек. Неопределённость связана с тем, что во время рейса «Александр Суворов» был перегружен. Помимо 330 пассажиров, на его борту находились 50 членов экипажа и 35 человек обслуживающего персонала. Также на теплоходе находились знакомые и родственники членов экипажа.
Большое число жертв объясняется тем, что в момент столкновения большая часть пассажиров находилась в кинозале и на танцплощадке на верхней палубе, полностью уничтоженной столкновением с фермой моста.
В том же году эксперты пришли к мнению, что к катастрофе привели следующие причины:
халатность первого штурмана;
халатность рулевого;
отсутствие сигнальных огней на мосту, в темное время суток;
на шестом пролете, через которое такое судно пройти не могло, стояла будка путевого обходчика, напоминавшая своими очертаниями сигнальный щит, обозначавший судовой пролет.
9.Железнодорожная катастрофа под Уфой (1989).
Крупнейшая в истории России и СССР катастрофа, произошедшая 4 июня (3 июня по московскому времени) 1989 года в 11 км от города Аша (Челябинская область) на перегоне Аша — Улу-Теляк. В момент прохождения двух пассажирских поездов произошёл мощный взрыв неограниченного облака топливо-воздушной смеси, образовавшейся в результате аварии на проходящем рядом трубопроводе «Сибирь—Урал—Поволжье». Погибли 575 человек[1] (по другим данным 645[2]), ранены более 600.В поездах № 211 Новосибирск-Адлер (20 вагонов) и № 212 Адлер-Новосибирск (18 вагонов) находилось 1284 пассажира, из них 383 ребёнка и 86 человек поездных и локомотивных бригад.
Взрыв уничтожил 38 вагонов и два электровоза. 11 вагонов ударной волной были сброшены с путей. В радиусе трех км вокруг эпицентра были повалены вековые деревья.
Официальная версия утверждает, что утечка газа из продуктопровода стала возможной из-за повреждений, нанесённых ему ковшом экскаватора при его строительстве в октябре 1985 года, за четыре года до катастрофы. Утечка началась за 40 минут до взрыва.
По другой версии причиной аварии явилось коррозионное воздействие на внешнюю часть трубы электрических токов утечки, так называемых «блуждающих токов» железной дороги. За 2-3 недели до взрыва образовался микросвищ, затем, в результате охлаждения трубы в месте расширения газа появилась разраставшаяся в длину трещина. Жидкий конденсат пропитывал почву на глубине траншеи, не выходя наружу, и постепенно спускался вниз по откосу к железной дороге.
При встрече двух поездов, вероятно в результате торможения, возникла искра, которая послужила причиной детонации газа. Но скорее всего причиной детонации газа явилась случайная искра из-под пантографа одного из локомотивов.
Немає коментарів:
Дописати коментар