пʼятниця, січня 11, 2013

ОДИССЕЯ ЧКАЛОВА.ЛЕТИ ТУДА,НЕ ЗНАЮ КУДА

Экипаж после прилета в Америку возле своего самолета.



В июне 1937 года не было ни единой газеты в мире, которая не написала бы о беспримерном полете советских летчиков. После поразившего весь мир перелета отважного американца Чарльза Линдберга через Атлантический океан мир замер в ожидании нового героя.  И вот - сразу трое.
Экипаж молодой. Чкалову - 33 года, Байдукову - 30, Белякову - 39. Командир - звезда небесная, гордость советской страны, летать рожденный. Байдуков в отличие от него - человек хладнокровный, скорее даже расчетливый, второй пилот. Беляков, штурман, специально перед полетом в Америку окончивший курсы летчиков. В годы Гражданской войны воевал в дивизии Чапаева. Друзья его так и звали в шутку: Чапай. А Байдукова Чкалов называл Ягор. Выговорить Егор у него не получалось.

Я знал Георгия Филипповича, мы с ним неоднократно встречались, и, конечно же, я постоянно одолевал его вопросами о том полете. Генерал-полковник Байдуков намного пережил обоих своих друзей.
Машина
Самолет АНТ-25 конструкции Андрея Туполева, наверное, нельзя назвать техническим совершенством своего времени, но это был замечательный самолет. Одномоторный гигант с размахом крыльев в 34 метра обладал превосходными летными качествами и был удивительно послушен. Двигатель конструкции Александра Микулина мог бесперебойно работать в течение нескольких суток. Полетный вес самолета вместе с грузом горючего, снаряжения, продуктов - 11,5 тонны. По тем временам это очень и очень много. Предполагали - и опасались: самолет навряд ли сможет взлететь, и потому на Щелковском ­аэродроме построили специальную взлетную горку для ускорения.
И Чкалов поднял машину.
 
Груз
Это произошло 18 июня 1937 года в 4.05 по московскому времени. Байдуков рассказывал: ему казалось, что «мотор не просто ровно, надежно работал, а даже урчал, будто преданный пес». Настроение у экипажа приподнятое, при этом все сосредоточенны, каждый при деле. Никого не смущает теснота: передвигаться по самолету можно только ползком - всюду тюки и ящики. Предстоит сбросить на парашютах груз на полюс папанинцам, да и свой запас не тянет карман: с собой в дорогу взяли только свежие продукты: уже приготовленные бутерброды с ветчиной - 100 г на человека в день, сливочное масло - по 50 г, телятина - 50 г, зернистая икра - 30 г, швейцарский сыр - 50 г. Сверх того: пирожки с капустой, шоколад - 100 г на человека в день, лимоны, апельсины, яблоки. В термосах поплескивается горячий чай. Ну и вода, конечно. Полный суточный рацион на троих - 3 кг на человека. Все продукты весили 115 кг. Был, однако, еще и аварийный запас - один килограмм в сутки на человека, надувная лодка с дюралевыми веслами, два охотничьих ружья, три револьвера. Вдруг, не дай бог, садиться придется на лед или воду…
На борту, кроме того, строго рассчитанный запас горючего и по 1200 литров кислорода на человека: полет будет проходить на высоте до 6000 м, а кабина негерметичная.
Так изнутри выглядела кабина АНТ-25 (кадр из фильма «Чкалов», где прославленного аса играет Евгений Дятлов).
Воздух
Можно сказать, что они летели, как говорится в сказке - «Поди туда, не знаю куда», поскольку конкретное место посадки даже не предполагалось - предстояло достигнуть берега Канады, а ежели удастся - США. Посол СССР в США Александр Трояновский помог раздобыть канадские и американские карты, по ним и летели.
В кабине условия адовы: на высоте около 6000 м - минус 9. При неподвижной работе при такой температуре человек околевает, несмотря на меховую одежду. Термосы давно уж пусты. Вся питьевая вода - сплошной кусок льда. Жажда мучила неимоверно, приходилось сосать кусочки льда. Все продукты тоже промерзли.
Неприятности выскакивали одна за одной.
Точно к папанинцам выйти не удалось. Предназначенный для них груз остался в кабине. Через какое-то время весь пол оказался залитым авиационным маслом - слишком много закачали в баки: пришлось ползать и собирать тряпками.
Кислорода оказалось катастрофически мало, и все трое испытывали сильное головокружение. У Чкалова дважды шла носом кровь, он ненадолго лишился сознания. Придя в себя, виновато смотрел на товарищей.
Туалета в самолете не было, поэтому у каждого имелся индивидуальный резиновый шар, куда собирали естественную жидкость. Она их всех спасла от гибели...
Из-за недостатка воды стал перегреваться двигатель. Понимали: если не охладить головки цилиндра, неминуем пожар. И тут - нашлись. Содержимое тех шаров-резервуаров перекачали в двигатель. Помогло...
Трижды во время полета самолет сковывал обледенение. Стекла кабины облепил сантиметровый слой льда, и Байдуков, просунув руку в открытое окно, финкой срубал неподатливый лед. Уже начиналась неимоверная тряска, и, только набрав высоту и пройдя мощный слой облаков, с помощью солнца удалось избавиться от грозившего гибелью льда.
Земля
За 63 часа и 25 минут они преодолели 8504 километра и установили рекорд беспосадочного перелета. Впервые в истории преодолено мертвое пространство между полюсом и побережьем Северной Америки. И 20 июня в 16 часов 20 минут по Гринвичу Байдуков, к тому времени уже не встававший из-за штурвала десять часов, на глазах у многих тысяч ­изумленных американцев ювелирно посадил самолет в Ванкувере.
Позже скажет: «Бедный наш старенький, горевший, много раз ломанный АНТ-25»… Мне показалось тогда, что к тому самолету он относится как к некоему живому существу, с которым пришлось разделить надежду, бесконечно долгие часы тяжкой работы и счастье победы.
Эту карту легендарного маршрута опубликовала «КП» 21 июня 1937 года. Графика Никиты СИЛАНОВА.

Архивные фото "Комсомолки"

Архивные фото "Комсомолки"

Архивные фото "Комсомолки"

Архивные фото "Комсомолки"

Архивные фото "Комсомолки"
Архивные фото "Комсомолки"
источники - http://www.kp.ru/daily/25915.3/2868233/   http://www.staroeradio.ru/

Немає коментарів: