Экипаж после прилета в Америку возле своего самолета.
В июне 1937 года не было ни единой газеты в мире, которая не написала бы о беспримерном полете советских летчиков. После поразившего весь мир перелета отважного американца Чарльза Линдберга через Атлантический океан мир замер в ожидании нового героя. И вот - сразу трое.
Экипаж молодой. Чкалову - 33 года, Байдукову - 30, Белякову - 39. Командир - звезда небесная, гордость советской страны, летать рожденный. Байдуков в отличие от него - человек хладнокровный, скорее даже расчетливый, второй пилот. Беляков, штурман, специально перед полетом в Америку окончивший курсы летчиков. В годы Гражданской войны воевал в дивизии Чапаева. Друзья его так и звали в шутку: Чапай. А Байдукова Чкалов называл Ягор. Выговорить Егор у него не получалось.
Я знал Георгия Филипповича, мы с ним неоднократно встречались, и, конечно же, я постоянно одолевал его вопросами о том полете. Генерал-полковник Байдуков намного пережил обоих своих друзей.
Машина
Самолет АНТ-25 конструкции Андрея Туполева, наверное, нельзя назвать техническим совершенством своего времени, но это был замечательный самолет. Одномоторный гигант с размахом крыльев в 34 метра обладал превосходными летными качествами и был удивительно послушен. Двигатель конструкции Александра Микулина мог бесперебойно работать в течение нескольких суток. Полетный вес самолета вместе с грузом горючего, снаряжения, продуктов - 11,5 тонны. По тем временам это очень и очень много. Предполагали - и опасались: самолет навряд ли сможет взлететь, и потому на Щелковском аэродроме построили специальную взлетную горку для ускорения.
И Чкалов поднял машину.
Груз
Это произошло 18 июня 1937 года в 4.05 по московскому времени. Байдуков рассказывал: ему казалось, что «мотор не просто ровно, надежно работал, а даже урчал, будто преданный пес». Настроение у экипажа приподнятое, при этом все сосредоточенны, каждый при деле. Никого не смущает теснота: передвигаться по самолету можно только ползком - всюду тюки и ящики. Предстоит сбросить на парашютах груз на полюс папанинцам, да и свой запас не тянет карман: с собой в дорогу взяли только свежие продукты: уже приготовленные бутерброды с ветчиной - 100 г на человека в день, сливочное масло - по 50 г, телятина - 50 г, зернистая икра - 30 г, швейцарский сыр - 50 г. Сверх того: пирожки с капустой, шоколад - 100 г на человека в день, лимоны, апельсины, яблоки. В термосах поплескивается горячий чай. Ну и вода, конечно. Полный суточный рацион на троих - 3 кг на человека. Все продукты весили 115 кг. Был, однако, еще и аварийный запас - один килограмм в сутки на человека, надувная лодка с дюралевыми веслами, два охотничьих ружья, три револьвера. Вдруг, не дай бог, садиться придется на лед или воду…
На борту, кроме того, строго рассчитанный запас горючего и по 1200 литров кислорода на человека: полет будет проходить на высоте до 6000 м, а кабина негерметичная.
Воздух
Можно сказать, что они летели, как говорится в сказке - «Поди туда, не знаю куда», поскольку конкретное место посадки даже не предполагалось - предстояло достигнуть берега Канады, а ежели удастся - США. Посол СССР в США Александр Трояновский помог раздобыть канадские и американские карты, по ним и летели.
В кабине условия адовы: на высоте около 6000 м - минус 9. При неподвижной работе при такой температуре человек околевает, несмотря на меховую одежду. Термосы давно уж пусты. Вся питьевая вода - сплошной кусок льда. Жажда мучила неимоверно, приходилось сосать кусочки льда. Все продукты тоже промерзли.
Неприятности выскакивали одна за одной.
Точно к папанинцам выйти не удалось. Предназначенный для них груз остался в кабине. Через какое-то время весь пол оказался залитым авиационным маслом - слишком много закачали в баки: пришлось ползать и собирать тряпками.
Кислорода оказалось катастрофически мало, и все трое испытывали сильное головокружение. У Чкалова дважды шла носом кровь, он ненадолго лишился сознания. Придя в себя, виновато смотрел на товарищей.
Туалета в самолете не было, поэтому у каждого имелся индивидуальный резиновый шар, куда собирали естественную жидкость. Она их всех спасла от гибели...
Из-за недостатка воды стал перегреваться двигатель. Понимали: если не охладить головки цилиндра, неминуем пожар. И тут - нашлись. Содержимое тех шаров-резервуаров перекачали в двигатель. Помогло...
Трижды во время полета самолет сковывал обледенение. Стекла кабины облепил сантиметровый слой льда, и Байдуков, просунув руку в открытое окно, финкой срубал неподатливый лед. Уже начиналась неимоверная тряска, и, только набрав высоту и пройдя мощный слой облаков, с помощью солнца удалось избавиться от грозившего гибелью льда.
Земля
За 63 часа и 25 минут они преодолели 8504 километра и установили рекорд беспосадочного перелета. Впервые в истории преодолено мертвое пространство между полюсом и побережьем Северной Америки. И 20 июня в 16 часов 20 минут по Гринвичу Байдуков, к тому времени уже не встававший из-за штурвала десять часов, на глазах у многих тысяч изумленных американцев ювелирно посадил самолет в Ванкувере.
Позже скажет: «Бедный наш старенький, горевший, много раз ломанный АНТ-25»… Мне показалось тогда, что к тому самолету он относится как к некоему живому существу, с которым пришлось разделить надежду, бесконечно долгие часы тяжкой работы и счастье победы.
источники - http://www.kp.ru/daily/25915.3/2868233/ http://www.staroeradio.ru/
Экипаж молодой. Чкалову - 33 года, Байдукову - 30, Белякову - 39. Командир - звезда небесная, гордость советской страны, летать рожденный. Байдуков в отличие от него - человек хладнокровный, скорее даже расчетливый, второй пилот. Беляков, штурман, специально перед полетом в Америку окончивший курсы летчиков. В годы Гражданской войны воевал в дивизии Чапаева. Друзья его так и звали в шутку: Чапай. А Байдукова Чкалов называл Ягор. Выговорить Егор у него не получалось.
Я знал Георгия Филипповича, мы с ним неоднократно встречались, и, конечно же, я постоянно одолевал его вопросами о том полете. Генерал-полковник Байдуков намного пережил обоих своих друзей.
Машина
Самолет АНТ-25 конструкции Андрея Туполева, наверное, нельзя назвать техническим совершенством своего времени, но это был замечательный самолет. Одномоторный гигант с размахом крыльев в 34 метра обладал превосходными летными качествами и был удивительно послушен. Двигатель конструкции Александра Микулина мог бесперебойно работать в течение нескольких суток. Полетный вес самолета вместе с грузом горючего, снаряжения, продуктов - 11,5 тонны. По тем временам это очень и очень много. Предполагали - и опасались: самолет навряд ли сможет взлететь, и потому на Щелковском аэродроме построили специальную взлетную горку для ускорения.
И Чкалов поднял машину.
Это произошло 18 июня 1937 года в 4.05 по московскому времени. Байдуков рассказывал: ему казалось, что «мотор не просто ровно, надежно работал, а даже урчал, будто преданный пес». Настроение у экипажа приподнятое, при этом все сосредоточенны, каждый при деле. Никого не смущает теснота: передвигаться по самолету можно только ползком - всюду тюки и ящики. Предстоит сбросить на парашютах груз на полюс папанинцам, да и свой запас не тянет карман: с собой в дорогу взяли только свежие продукты: уже приготовленные бутерброды с ветчиной - 100 г на человека в день, сливочное масло - по 50 г, телятина - 50 г, зернистая икра - 30 г, швейцарский сыр - 50 г. Сверх того: пирожки с капустой, шоколад - 100 г на человека в день, лимоны, апельсины, яблоки. В термосах поплескивается горячий чай. Ну и вода, конечно. Полный суточный рацион на троих - 3 кг на человека. Все продукты весили 115 кг. Был, однако, еще и аварийный запас - один килограмм в сутки на человека, надувная лодка с дюралевыми веслами, два охотничьих ружья, три револьвера. Вдруг, не дай бог, садиться придется на лед или воду…
На борту, кроме того, строго рассчитанный запас горючего и по 1200 литров кислорода на человека: полет будет проходить на высоте до 6000 м, а кабина негерметичная.
|
Можно сказать, что они летели, как говорится в сказке - «Поди туда, не знаю куда», поскольку конкретное место посадки даже не предполагалось - предстояло достигнуть берега Канады, а ежели удастся - США. Посол СССР в США Александр Трояновский помог раздобыть канадские и американские карты, по ним и летели.
В кабине условия адовы: на высоте около 6000 м - минус 9. При неподвижной работе при такой температуре человек околевает, несмотря на меховую одежду. Термосы давно уж пусты. Вся питьевая вода - сплошной кусок льда. Жажда мучила неимоверно, приходилось сосать кусочки льда. Все продукты тоже промерзли.
Неприятности выскакивали одна за одной.
Точно к папанинцам выйти не удалось. Предназначенный для них груз остался в кабине. Через какое-то время весь пол оказался залитым авиационным маслом - слишком много закачали в баки: пришлось ползать и собирать тряпками.
Кислорода оказалось катастрофически мало, и все трое испытывали сильное головокружение. У Чкалова дважды шла носом кровь, он ненадолго лишился сознания. Придя в себя, виновато смотрел на товарищей.
Туалета в самолете не было, поэтому у каждого имелся индивидуальный резиновый шар, куда собирали естественную жидкость. Она их всех спасла от гибели...
Из-за недостатка воды стал перегреваться двигатель. Понимали: если не охладить головки цилиндра, неминуем пожар. И тут - нашлись. Содержимое тех шаров-резервуаров перекачали в двигатель. Помогло...
Трижды во время полета самолет сковывал обледенение. Стекла кабины облепил сантиметровый слой льда, и Байдуков, просунув руку в открытое окно, финкой срубал неподатливый лед. Уже начиналась неимоверная тряска, и, только набрав высоту и пройдя мощный слой облаков, с помощью солнца удалось избавиться от грозившего гибелью льда.
Земля
За 63 часа и 25 минут они преодолели 8504 километра и установили рекорд беспосадочного перелета. Впервые в истории преодолено мертвое пространство между полюсом и побережьем Северной Америки. И 20 июня в 16 часов 20 минут по Гринвичу Байдуков, к тому времени уже не встававший из-за штурвала десять часов, на глазах у многих тысяч изумленных американцев ювелирно посадил самолет в Ванкувере.
Позже скажет: «Бедный наш старенький, горевший, много раз ломанный АНТ-25»… Мне показалось тогда, что к тому самолету он относится как к некоему живому существу, с которым пришлось разделить надежду, бесконечно долгие часы тяжкой работы и счастье победы.
|
|
|
|
|
|
Немає коментарів:
Дописати коментар