суботу, квітня 06, 2013

Всем прошедшим Чернобыль Здравия Желаю!!! Из воспоминаний ветерана подразделений особого риска, капитана 2 ранга запаса Сурпина А. Е.

Моряки   Чернобыля  или Чернобыльские моряки.

 
   За все 29 календарных лет службы в Военно-Морском Флоте я, наверное, не испытывал такого чувства своей нужности и морального удовлетворения от своих действий как в командировке в  Чернобыле .
   А, ведь, мне пришлось побывать в разных ипостасях: от матроса-комендора в Береговой Обороне Черноморского Флота до Начальника дозиметрической лаборатории 16-ой службы радиационной безопасности 11-ой Флотилии подводных лодок  Северного   Флота . Да еще и послужить командиром группы управления дозиметрической аппаратурой крейсерских подводных лодок 32-ого технического экипажа более 4-х лет.
   Но вот в  Чернобыле , где я был уже в звании капитана 2 ранга, мне, кажется, я по-настоящему оценил и применил свои знания и практический опыт, накопленные мною за всю прошедшую службу.

   А в  Чернобыль  я попал, практически, через год после катастрофы. Причем, по собственному желанию!
   Тут я позволю напомнить, что 26-го апреля сего года наступит скорбная дата 20-летия аварии четвертого блока.
   Это потом его стали называть "саркофаг", объект "укрытие" и так далее.
   Я в своей короткой записке, не претендующей на истину в последней инстанции, хочу попытаться лишь поделиться своими воспоминаниями о пережитом. Ну, а если кто-то прочитает написанное моим неумелым пером, то предлагаю поделиться и своими воспоминаниями и переживаниями, хотя я предполагал изначально участие в этой акции военных моряков. Ведь, как мне кажется, на момент катастрофы наибольший опыт в обеспечении радиационной безопасности был накоплен в ВМФ.
   Наверное, одними из первых на ликвидацию аварии(так первоначально назвали взрыв на 4-ом блоке) были брошены офицеры Управления Радиационной Безопасности МО под командованием контр-адмирала Владимирова В.А; офицеры Химической Службы ВМФ; офицеры-специалисты флотов. Тут я возьму на себя смелость перечислить фамилии офицеров, которых мне удалось вспомнить: Салахов И., Кобзев В., Тимошкин Ю., Конвиссар Г., Либуркин В., Назаров В., Радинский О., Шпак В., Соловьев М., Егоркин А., Ростов А., Горшенин В., Булатов В., Чисников В., Тюнин В., Волков Е., Гассельблат А., Чепенко Б. и др. Список нуждается в обязательном дополнении так как, учитывая сменность "ликвидаторов"(3000-4000 человек в неделю), через  Чернобыль  прошло огромное количество военных моряков.
   Я не хочу ни в коем случае обидеть других мужественных людей, призванных на ликвидацию катастрофы или приехавших сюда добровольно. Тут были представители всех союзных республик, всех профессий, всех родов войск.
   Однако я хочу рассказать, в основном, о морской составляющей, поэтому попрошу всех моряков откликнуться на это "послание" и пополнить список памяти. Ну, и желательно сообщить не только фамилии, но и запомнившиеся интересные детали и факты. Лично мне никогда не забудутся люди, с которыми я бок о бок работал на участках опасных в радиационном отношении, дежурил, проводил радиационные обследования "крыш", "стройплощадки", "ОРУ-550". Многое забывается, но навсегда запомнится "мертвый" город Припять, обнесенный колючей проволокой, где кроме нескольких дежурных из спецмилиции - никого и только музыка. И ни домашних животных, ни птиц - какой-то космический пейзаж! Не забудется "рыжий" лес. Трудно забыть первый день, когда необходимо сразу было впитать большой поток информации, чтобы уже на следующий же день организовывать работы на доверенных тебе участках.
   Непередаваемое ощущение я испытал в день отъезда из  Чернобыля , когда, ожидая в медсанчасти карточку полученной дозы облучения, увидел по телевизору снятый итальянцами документальный фильм о  Чернобыле .
   А как прекрасны неожиданные встречи с людьми, которых знал раньше, например, с М.Соловьевым, Г. Амиевым, В. Шпаком.
   А вот ко встрече с прекрасным подводником, достойным ,человеком, в прошлом моим соседом по подъезду, с семьей которого мы вместе встречали все праздники в п. Гремихе кап 3 ранга запаса Г. Рейхманом я был готов. В одном из телевизионных репортажей я его увидел, буквально, за месяц до моей командировки. А Володю Галкина, служившего на одном экипаже с Рейхманом Жорой, я встретить не ожидал. Ну, об их судьбах разговор особый. Кстати, несмотря на досужие разговоры о том, что в  Чернобыле  и даже в Киеве чуть- ли не на каждом углу "наливают" для выведения радионуклидов, хочу сказать, я выпивал только несколько раз : в первый и последний день командировки, один раз с Галкиным и один раз с Рейхманом. За водкой ездили "за границу"- в Белоруссию на "чистой" Волге. Я сомневаюсь, что кто-либо мне сможет возразить. Хотя!? И еще о моряках. Смерть под лучом получил в момент аварии, находясь на пульте кап.3 ранга запаса Перевозчиков, похороненный на Митинском кладбище. Светлая память! Многое можно еще рассказать, но я предоставлю эту возможность другим. И если найдете в моем коротком отчете нестыковки, то, по- доброму, скорректируйте.
Всем прошедшим  Чернобыль  Здравия Желаю!!!
По стр.источника
zivert.ru›doc/analitic/chernobil.php

Немає коментарів: