четвер, лютого 18, 2010

ИЗ ЦИКЛА " ИСТОРИЯ АТОМНОГО ПОДВОДНОГО ФЛОТА"..

КТО ПОТОПИЛ АМЕРИКАНСКУЮ АПЛ "СКОРПИОН"?

США и Россия уже почти 42 лет по взаимной договоренности тщательно скрывают факт уничтожения американской атомной подводной лодки "Скорпион" боевой торпедой, выпущенной советской подводной лодкой, утверждает автор опубликованной в США новой книги-расследования "Scorpion Down" военный журналист Эд Оффли.
"22 мая 1968 года имела место очень короткая и очень тайная схватка между нашими подводными силами", - заявил Оффли в среду на представлении своей книги в пригороде Вашингтона Фэйрфаксе.

Секретные договоренности между США и Россией о неразглашении настоящих причин гибели АПЛ "Скорпион" "существовали и продолжают существовать", утверждает автор книги, который работал над своим расследованием на протяжении 25 лет.

По официальным данным, АПЛ "Скорпион", имевшая на борту две торпеды с ядерными боеголовками Mark-45, погибла со всем экипажем в составе 99 человек при до сих пор невыясненных обстоятельствах в мае 1968 года в районе Азорских островов в Атлантическом океане.
Оффли утверждает, что на самом деле американская подлодка была потоплена советской атомной подводной лодкой класса "Эхо-2", которая после короткой подводной схватки выпустила по "Скорпиону" торпеду.

Торпеда ударила "Скорпион" в корпус в районе центральной рубки и спустя 90 секунд после мощного взрыва американская подлодка, рассыпаясь на части, начала падать на океанское дно.

Оффли при этом утверждает, что уничтожение "Скорпиона" было "местью" советских подводников, считавших, что США были причастны к гибели советской подлодки К-129, ушедшей после взрыва на борту на дно со всем экипажем в составе 98 человек в Тихом океане в марте 1968 года.
"Гибель "Скорпиона" была актом возмездия со стороны Советов, так как они считали, что ВМС США несли ответственность за потерю К-129", - пишет в книге Оффли. "Многие аспекты инцидента с К-129 остаются спорными из-за сохраняющейся секретности с обеих сторон".

Трагедии 1968 года были частью подводной "разведывательной войны", многие подробности которой до сих пор засекречены, полагает автор книги.
"Возможно, что конфронтация между "Скорпионом" и советской подводной лодкой могла вспыхнуть как изолированная стычка местного значения, которая вышла из-под контроля", - пишет Оффли, подчеркивая, что "в любом случае после того, как "Скорпион" оказался на дне Атлантического океана, обе стороны достигли беспрецедентного соглашения похоронить правду о К-129 и "Скорпионе".

середу, лютого 17, 2010

ИЗ ЦИКЛА " ИСТОРИЯ АТОМНОГО ПОДВОДНОГО ФЛОТА"..



  Подводная война...

   Эпизоды необъявленной войны мирового подводного флота.  Предлагаю вашему вниманию лишь отдельные эпизоды драматичной истории мирового подводного флота. Возможно, ознакомившись с ними, вы будете лучше понимать, в каких условиях живут и работают люди, которые работают в океане, воюют в океане, изучают океан.  
БОИ БЕЗ ПРАВИЛ
   В то время как в мире надводном вожди СССР и США подписывали соглашения о разоружении и ратовали за разрядку и уменьшение напряженности в двусторонних отношениях, в мире подводном шла самая настоящая подводная война. Несмотря на то, что СССР и США не находились в состоянии войны друг с другом, их подлодки регулярно атаковали и топили друг друга. Что, в принципе, легко объяснимо: здесь принцип «концы в воду» можно было понимать в буквальном смысле. Правым оказывался тот, кто сумел всплыть. Те же, кто оставался на дне морском, в большинстве случаев уносили тайну своей смерти с собой.
   Вот лишь несколько эпизодов необъявленной подводной войны.
«Crazy Ivans»
   В октябре 1986 года довольно старая советская атомная подводная лодка К-219 неожиданно заметила, что у нее на хвосте висит одна из наиболее быстрых и усовершенствованных американских подлодок – атакующая субмарина «Августа».
   Советская подлодка совершила маневр – резкий поворот с намерением идти на таран своего преследователя. Его назвали «Сумасшедший Иван». Но во время маневра произошла авария в одном из ракетных отсеков, где размещалась баллистическая ракета, и утечка ракетного топлива грозила в любой момент обернуться страшным взрывом.
   Перед лицом возможности превратиться в океанский Чернобыль К-219 всплыла на поверхность – и обнаружила, что американская субмарина ожидает ее там с приказом не допустить того, чтобы Советы смогли отбуксировать свою раненую подлодку.
   Капитан американской подлодки Джеймс фон Саскил решил захватить советскую подлодку в качестве трофея. Но его опередила другая советская подлодка класса «Дельта», погрузившая на свой борт все кодовые книги и остальные секреты К-219, которая потом затонула на глубине двух тысяч метров. Поэтому фон Саскил принял решение преследовать «Дельту» – даже не подумав о том, что сам попадает в ловушку.
   Когда «Дельта» совершила маневр «Сумасшедший Иван», фон Саскил был вынужден сбросить ход – и обнаружил, что прямо за ним следует еще одна советская подлодка. И обе субмарины врезались друг в друга.
   Американская «Августа» с трудом, но все же сумела доползти домой, и фон Саскил мгновенно стал предметом жалоб со стороны экипажа в отношении своей чрезмерной агрессивности. Было начато официальное расследование. Но даже сейчас, много лет спустя, результаты этого расследования остаются засекреченными.
   О том же, что случилось со врезавшейся в «Августу» советской подлодкой, можно только догадываться.
ПОДВОДНЫЕ ТАРАНЫ
   С начала 60-х годов произошло около двадцати столкновений советских подлодок с американскими.
   Так, например, чрезвычайно опасный характер носило столкновение американского атомохода «Тотог» с советским К-108 у берегов Камчатки в июне 1970 года. «Тотог» ограждением рубки ударил в кормовую часть К-108. Лодка стала падать на глубину. Но мастерство командира капитана 1 ранга Бориса Богдасаряна и высокая выучка экипажа спасли положение, хотя американцы посчитали русскую лодку погибшей. Заметим, что водоизмещение обоих кораблей было примерно одинаковым.
   28 августа 1976 года атомная подводная лодка Северного флота К-22 «Красногвардеец» в Средиземном море у острова Крит на семнадцатиузловой скорости врезалась носом в борт американского фрегата «Фордж». Лодка, как и фрегат, получила серьезные повреждения: вмятины в корпусе и в рубке, трещины в переборках, погнутые винты. Но ничего не взорвалось.
   В том же Средиземном море 19 сентября 1984 года атомоход К-53 Северного флота неподалеку от Гибралтара не смог разминуться с теплоходом «Братство» Черноморского морского пароходства. «Братство» на четырнадцатиузловой скорости практически снес носовую оконечность подлодки. Тогда всю мировую печать, за исключением, разумеется, советской, обошли фото К-53 – с сорванной обшивкой, разбитым обтекателем гидролокатора, исковерканными торпедными аппаратами. И снова, слава Богу, никаких взрывов. А ведь К-22 и К-53 находились в Средиземном море на боевой службе, чтобы держать на мушке корабли 6-го американского флота, и имели полный боезапас ядерного и обычного оружия.
    Весьма печальные последствия могло повлечь и столкновение АПЛ К-276 «Краб» (сейчас называется «Кострома») с американской субмариной «Батон-Руж» типа «Лос-Анджелес» в территориальных водах России у острова Кильдин 11 февраля 1992 года. При всплытии К-276 врезалась ограждением рубки в днище «Батон-Руж». Если бы «Краб», имевший большое водоизмещение, ударил прочным титановым корпусом, то он почти наверняка потопил бы американскую подлодку. Но и без того командование ВМС США вынуждено было списать сравнительно новый корабль, поскольку его ремонт сочли нецелесообразным.

окончание




Да разве эти чинуши от военных и гражданских отраслей ,которые проектировали атомные субмарины, принимали их к эксплуатации были «неприкосновенные» только к тяжелым авариям на К-19 и К-27?..Они оставались ,а остаются всегда .А отвечают своими жизнями,здоровьем расплачивались моряки- подводники и «стрелочники» которых они находили. Спомним трагические события на К-219 ,где командиром был И.Британов? Это ведь не он направил ракетоносец в море с экипажем, который собирали и укомплектовывали по всему гарнизону.Командир корабля практически не знал тех с кем шел в море! Британов чувствовал лодку, пытался слиться с ней, но сейчас сделать это было не так-то просто - ведь это была не его родная К-241, а хотя и однотипная, но чужая и незнакомая К-219. Черт бы побрал штаб, которому все равно кого и на чем отправлять в море, лишь бы доложить, лишь бы выполнить план - любой ценой, тем более платить будут не они. Капитана 2- го ранга ,командира К-219 после аварии и гибели лодки затаскали по комиссиям,завели уголовное дело, и только работа «доблестных» воинов ПВО,которые проморгали пилота Руста посадившего свой самолет на Красную Площадь спасло командира от тюрьмы.Можно было продолжить печальные и трагические случаи,которые происходили в советском и российском атомной подводном флоте,и как все это потом умело скрывалось от общественности,от своего народа.Как потом на 25-30 лет все засекречивали,хотя там и не пахло секретностью.Гибель «Комсомольца!,К-159, К-431,«Курска»,гибель двух десятков людей на АПЛ «Нерпа».И всегда виновны были стрелочники, с числа командиров,экипажа .Адмирали спали спокойно,их задницы надежно защищала власть! Выводов никаких не делается.Значит адмиралы могут быть спокойны и в дальнейшем,а матери, жены могут снова оплакивать своих сыновей и мужей. Атомная подводная лодка К-8 для похода также комплектовалась многими моряками с других кораблей.В частности тогда в далеком 1970 году от моего корабля ушли на К-8 несколько подводников. Вот их фамилии.. -Анисов В.В-капитан 2- го ранга. -Гусев М.В.-ст.лейтенант -Лавриненко А.Н.-ст.лейтенант -Астанков В.А.-мичман. -Кулаков В.Г.-мичман. -Леонов В.В.-гл.старшина. Деревянко Л.Н.-мичман. -Ермакович П.С.-мичман. Устенко А.А.-мичман Остались в живых двое.Анисов В. и Астанков В.Остальные сегодня находятся в корпусе АПЛ К-8 на дне Бискайского залива. Несколько лет тому от сердечно приступа умер капитан 1- ранга Анисов Владимир Васильевич. Очень надеюсь,что отзовется мичман Астанков Василий Алексеевич,которого я нашел пару месяцев тому в Калужской области.ДАВАЙТЕ ИХ ПОИМЕННО ВСПОМНИМ И ПОКЛОНИМСЯ ЗА ТО,ЧТО ОНИ БЫЛИ. К великому сожалению у меня есть только фотографии нескольких своих сослуживцев,погибших на АПЛ К-8,их и размещаю на Блоге.По остальным нет сведений.И я очень надеюсь,что возможно найдутся те.кто знал погибших,и пришлет сведения.Они не должны остаться безвестными.Не должны!

На фотографиях..Слева сверху вниз..  М.Гусев(справа) 1968г. В.Леонов (слева ) 1968г
                              Справа сверху вниз. В.Анисов,1973 г. В.Астанков,1965 г.

понеділок, лютого 15, 2010




Хочу от себя и от моих сослуживцев,проживающих  на Украине,да и от тех кто живет в России и  других странах, выразить глубокую благодарность писателю,офицеру-подводнику капитану 1- го ранга ШИЛИНУ ВЛАДИМИРУ ВИЛЕНОВИЧУ за его рассказ о трагической судье атомной подводной лодки  первого поколения ,ее экипаже К-8 в Бискайском заливе в апреле 1970 года.
В этом году исполняется 40 лет со дня той  страшной трагедии.Конечно не все смог в своей повести рассказать автор, есть неточности, есть и много вопросов,но он  сделал  главное-довел до читателя  - стойкость,мужество и героизм  экипажа  АПЛ К-8 и ее командира  Всеволода Бессонова, проявленный  во время пожара и спасения своих товарищей.В великому сожалению за  эти годы ничего не изменилось в действиях властьдержащих. Как всегда задача   чиновников  состоит в том ,чтобы  прикрыть свои задницы и теплые местечка в этом случаи.
Все аварии скрывались под грифом «Совершенно Секретно».Этим самым скрывалась некомпетентность,тупость,разгильдяйство тех,кто строил первые атомоходы,кто насильно посылал их в море неукомплектованными и технически неготовыми  выполнять боевую задачу.   .Брали от моряков-подводников расписки на 25-30 лет,тем самым просто закрывали им рот.Адмиралам и другой  рати чиновников мне кажется было выгодно, чтобы    моряки-подводники  в случаи тяжелых аварий в море погибали,чем выживали.Ведь тогда все концы в воду и никто ничего не сможет доказать,назвать виновных.   С мертвыми проще-наградили, и забыли.Вспомним  первый советский ракетоносец К-19 и то,что потом  на нем произошло в походе. Экипаж практически спас мир от страшных последствий  ядерного противостояния.И что? По приходу в базу командира корабля затаскали по комиссиям, на него  пытались завести уголовное дело.А что же те кто конструировал этот корабль,кто посылал его в море? Они остались как всегда «неприкасаемые» ..Вот что пишет в своем дневнике капитан 1- го ранга командир К-19 ,ныне покойный  Николай Затеев  будучи на одном из совещании, на котором шла речь о ядерной аварии на К-19.

суботу, лютого 13, 2010

БИСКАЙСКИЙ РЕКВИЕМ ( Окончание)


Я     По прибытии в Североморск оставшиеся в живых члены экипажа К-8 были сразу же отправлены в дом отдыха подводников на Щук-озеро, что неподалеку от главной базы Северного флота. Там подводникам оказывалась необходимая медицинская помощь, там же они беседовали с членами Государственной комиссии.
       Вспоминает капитан 2 ранга в запасе Г. А. Симаков: "После прибытия в Североморск мы были отправлены на Щук-озеро. Встретили и разместили там нас хорошо. Обслуживающий персонал оказывал внимание и заботу. Было выдано и новое обмундирование взамен утонувшего вместе с лодкой: кители, шинели, ботинки и т. д. К сожалению, потом я узнал, что все выданные нам вещи были записаны в вещевую карточку, будто я получил их не в 1970-м, а в 1972 году, то есть по срокам выдачи нового аттестата. Разумеется, это было довольно обидно. Организовали нам и встречу с министром обороны и Главкомом. Собрали всех в ДОФе. Вначале сделали сообщения об аварии и ее причинах. Интересно, что Гречко все время спрашивал: "Так почему же погибла лодка?" Ему отвечают: "Из-за потери продольной остойчивости!" Он кивает головой, а через минуту снова спрашивает: "Так почему же все-таки погибла лодка?" Так повторялось несколько раз. К нашему удивлению, мы так и не услышали из уст министра обороны хотя бы слово сожаления по погибшим. Все время говорили только о лодке, а не о людях. Наш замполит Амосов попросил слова и заявил, что экипаж просит, чтобы его не расформировывали, а на нашей основе сформировали новый. Горшков поморщился, а Гречко сказал, что это нецелесообразно и экипаж будет расформирован. Так и произошло. Часть матросов сразу же уволили в запас, часть перевели в раз-личные береговые части. Офицерам предложили новые должности, при этом, правда, учитывали и наше желание".
       Тем временем в Гремихе уже оповещали жен офицеров и мичманов о смерти их мужей. Текст официального извещением утвержденный лично Главкомом ВМФ, был более чем лаконичен: "Ваш муж, выполняя боевую задачу, погиб и захоронен в море". Как всегда, не обошлось и без головотяпства Перепутав квартиры, одной из женщин, только несколько дней назад проводившей мужа в море, сообщили о его смерти. Пока откачивали ее от обморока, вернулся домой и муж. Едва пришедшая в себя супруга при виде живого и невредимого мужа снова лишилась сознания...