суботу, лютого 02, 2013

Флотские байки от капитана 2-го ранга Владимира Мацкевича


Подводная лодка «С-300» где-то в 60-61 годах проходила текущий ремонт на СРЗ в Росте под Мурманском. В ходе ремонта лодку поставили в сухой док, а так как якорная цепь по срокам подлежала отжигу и проверке на цепепробном стане, якорную цепь и якорь стравили на подошву дока. Леса еще не поставлены, а в осушенном доке девушки-газорезчицы стали вырезать в балластных цистернах лодки решетки, чтобы доковая комиссия осмотрела забортную арматуру и корпус. Цепь отклепали от якоря и отправили в цех.
Боцман лодки – мичман-сверхсрочник решил подшутить над молодым рулевым-сигнальщиком. Вручив ему ножовку и пару истертых полотен, он сказал: «Видел в море фонтан брызг от якоря, когда лодка всходит на волну? А все потому, что шток якоря у нас длинный и не входит полностью в клюз. Сам понимаешь – фонтан демаскирует лодку. Нужно от штока отпилить миллиметров 200». И салагу отправил вниз в док.

Так сколько же стоил атомный подводный флот при Советском Союзу?

Один из самых дорогих, если не самый, по затратам на создание и содержание. В период с 1946 по 2006  в СССР было построено 748(?) подводных лодок, из них 244(?) атомных и 527 неатомных. За 15 лет после распада не было спущено ни одной атомной, и было спущено несколько дизельных лодок. Можно грубо считать, что стратегическая АПЛ обходилась  Советскому Союзу в
1-1.5 млрд, а атомная многоцелевая в примерно 700-800 млн. Отдельно идут лодки "титановой серии"-"Комсомолец", "Лира" и "Анчар", которые стоили во много раз больше, например "Янчар" обошелся примерно в 1% ВВП СССР. Стоимость одной дизельной ПЛ скорее всего в районе 200-300 млн (стоимость "Варшавянки" около 300 млн на 2009).
Таким образом, стоимость только постройки (без учета на проектирование и обслуживание) составляет 250-300 млрд $ на атомные, и 125-150 млрд $ на дизельные. 
  Сотня  построенных  атомных субмарин " кушали"  топливо как пара десятков АЭС. Например, мощность Нововоронежской АЭС 1880 МВт, Белоярской АЭС 600МВт, Балаковской 4000 МВт. Дизельные ПЛ тоже за 45 лет должны были сжечь топлива на огромные суммы.
Насчет целесообразности такого огромного подводного флота советую прочесть  статью вице-адмирал Рязанцева В.Д.  в которой он пишет о состоянии флотов и раздолбайстве,  и делает   небольшой экскурс в историю - Сила и мощь "Антея": пропаганда и реальность
  По страницам интернета

Silent service ревущих коров Битва за тишину.

Вся история подводного флота — это битва за возможность остаться необнаруженным. В ракетно-ядерную эпоху боевой потенциал как самих лодок, так и противолодочных сил многократно вырос по сравнению с периодом двух мировых войн. В этих условиях битва за тишину стала особенно сложной и захватывающей.
Подводная лодка шумит разными способами. Шумит корпус лодки при движении сквозь воду. Шумят вращающиеся винты. В частности, очень неприятным эффектом является кавитация — образование воздушных пузырьков при вращении винтов подводной лодки. Лопаясь, они создают очень сильный шум. Шумят различные системы и механизмы внутри лодки. У атомных лодок дополнительно шумит контур охлаждения ядерного реактора (он охлаждается с помощью циркуляции забортной воды через специальную систему труб). Кроме того, лодка просто отражает импульс активного гидролокатора, поскольку представляет собой очень крупный предмет.
На фотографии-

Российские подводные лодки, предназначенные к утилизации // Getty Images, Fotobank


85 лет со дня рождения командира советской атомной субмарины К-3 "Ленинский комсомолец"

Сегодня отмечается 85 лет со дня рождения адмирала Льва Жильцова


Лев Михайлович Жильцов (1928-27.02.1996) - подводник, контр-адмирал (с 1975 года), Герой Советского Союза (1962 год). В июле 1962 года первая советская атомная подводная лодка К-3 под его командованием впервые в истории отечественного мореплавания подо льдом достигла Северного полюса. 9 октября 1962 года лодка получила почётное наименование «Ленинский комсомол».Жильцов Лев Михайлович родился 2 февраля 1928 года в посёлке Нахабино Московской области. Более 42 лет прослужил в ВМФСССР, подводном флоте. Под его командованием находилась лодка «К-3 «Ленинский комсомол».

Из воспоминаний «У колыбели ядерного щита ТОФ» М.Здоровенина и Б.Шадрина

Командиры первых атомоходов ТОФ.

Капитан 3 ранга Белашев Виктор Григорьевич.(на фотографии справа)

Командир ПЛ «К-45», первой атомной подводной лодки на ТОФ. Окончил училище в 1949 году и был распределен в Совгавань на надводные корабли – морские охотники. После командирских классов перевелся на дизельную подводную лодку «С-17» командиром БЧ-3. Потом становится командиром «Б-17». Прошел подготовку в учебном центре ВМФ (г. Обнинск). Командовал ПЛ «К-45» с момента ее приемки в 1960 году до июня 1962 года. В 1962 году поступил в Академию. В последствии и после окончания Академии Генерального Штаба был назначен командиром 4-й флотилии атомных подводных лодок. Вице-адмирал Белашев В.Г. трагически погиб 7 февраля 1981 года в авиакатастрофе.